Кто построил мосты в Киеве?
Любопытно, что первый мост в Киеве был построен еще в 1115 году. Конечно, до сего дня он не дожил, но вот интересно – кто же его построил?
Вот как написано об этом сооружении в "Повести временных лет":
– Того же лѣта устрои мостъ чересъ Днѣпръ
Что здесь любопытно? Любопытно здесь то, что на украинском языке:
Устроить = Улаштувавши
Мост = Мiст
Днепр = Днiпро
Ну, и год = рок
Короче говоря, если бы о строительстве моста в "Повести временных лет" писал украинец, то он бы сказал:
– У тому ж році влаштував міст через Дніпро
Ну, или как-то так. Но перед нами чистейший русский язык, который бы спустя 900+ лет прекрасно понимаем. Это как бы намекает...
Впрочем, давайте не о намеках и вымерших мостах. Давайте о мостах реальных (через Днепр), которые живут и здравствуют в Киеве прямо сейчас. Когда и кем они были построены?
Вот короткая справка:
- Петровский ж/д мост – построен в 1929 году силами народов СССР
- Дарницкий ж/д мост – построен в 1949 году силами народов СССР
- Мост Патона – построен в 1953 году силами народов СССР
- Парковый пешеходный мост – построен в 1957 году силами народов СССР
- Мост Метро – построен в 1965 году силами народов СССР
- Плотина Киевской ГЭС – построена в 1968 году силами народов СССР
- Северный (Московский мост) – построен в 1976 году силами народов СССР
- Южный мост – строился вплоть до 1990 года силами народов СССР
- Новый Дарницкий мост – построен в 2011 году при Украине
- Подольский мост – решение о строительстве принято в 1990 году, мост не открыт до сих пор (34-летний недострой)
Итого, мы видим, что все мосты через Днепр, кроме Нового Дарницкого моста построены при СССР и силами народов СССР. Почему я использую именно такую формулировку – "силами народов СССР"?
Во-первых. Я далек от наивного детского представления о том, что "где мост расположен, та страна его и построила".
Все знают, что Одессу основала и построила Екатерина Великая. Но это же не значит, что вот она прям сама лично ездила и таскала кирпичи – это делали совсем другие люди. Но основательницей Одессы считают именно Екатерину.
Просто Одессу "построил" тот, кто принял об этом решение, кто выделил деньги и ресурсы, организовал народ, наладил логистику и т.д. Все это решалось в Петербурге, поэтому Одесса – русский город. И не важно, кто ее физически строил – хоть таджики, хоть алеуты.
В СССР все точно так же решалось через Москву (через Советское руководство). А значит, все крупные стройки в СССР – это стройки общие, советские – хотя бы на уровне организации.
Во-вторых, на непосредственном уровне физического строительства – там половина инженеров и прорабов – русские. Например:
- главный инженер строительства Киевской ГЭС – Григорий Иванович Строков. Герой социалистического труда, уроженец Санкт-Петербурга.
- Евгений Оскарович Патон – сын русского консула в Ницце. Получил образование в Дрездене и Санкт-Петербурге. Спроектировал кучу мостов в Европе и Азии. В том числе – несколько мостов в Киеве (например, вышеуказанный мост Патона)
Ну, а рабочие... Все мы знаем, что на крупные стройки съезжалась молодежь со всей страны. Также туда свозились ресурсы и материалы всего СССР.
И особенно – вкачивались общесоветские деньги. Украина была дотационной республикой (то есть получала из Москвы больше, чем туда отдавала). Единственные две республики-доноры в СССР – Россия и Белоруссия.
В третьих, как подтверждение предыдущих двух пунктов.
В России из 32 крупнейших мостов 22 построены в последние 24 года (при Путине). Их общая длина – 130 км.
Причем это данные 4-летней давности, на данный момент построено еще несколько крупных мостов. Ну, а сколько построено мелких (до 1 км) – не сосчитать. Трасса М12, БАМ-2, трассы к Олимпиаде, Таврида – все это сплошные мосты, виадуки, путепроводы и развязки.
Сколько за это время построено мостов в вольной и свободной Украине? По пальцам одной руки можно посчитать. В Киеве вот один всего построили. Еще один (Подольский) строят уже 34 года и он до сих пор не функционирует (по нему ездят только пожарные, скорые, и городские автобусы).
Это хорошо демонстрирует ответ на вопрос: КТО строил мосты через Днепр. Ну, или, точнее – БЕЗ КОГО эти мосты были бы невозможны?
Я уже молчу о том, что если бы не действия и жертвы ВСЕХ народов СССР в 1941-45 годах, никаких мостов в Киеве не существовало бы. Точнее, не существовало бы Киева, а был бы какой-нибудь "Киффенштадт", населенный немцами.
Например, мой дед лежит в братской могиле под Полтавой. Он погиб при освобождении Украины, хотя никакого отношения к Украине не имел, жил в 3000 км от нее.
Именно поэтому я считаю, что все киевские мосты – это общие советские мосты. Не по закону, конечно, но по справедливости.