February 6

Кто построил мосты в Киеве?

Любопытно, что первый мост в Киеве был построен еще в 1115 году. Конечно, до сего дня он не дожил, но вот интересно – кто же его построил?

Вот как написано об этом сооружении в "Повести временных лет":

– Того же лѣта устрои мостъ чересъ Днѣпръ

Что здесь любопытно? Любопытно здесь то, что на украинском языке:

Устроить = Улаштувавши
Мост = Мiст
Днепр = Днiпро
Ну, и год = рок

Короче говоря, если бы о строительстве моста в "Повести временных лет" писал украинец, то он бы сказал:

– У тому ж році влаштував міст через Дніпро

Ну, или как-то так. Но перед нами чистейший русский язык, который бы спустя 900+ лет прекрасно понимаем. Это как бы намекает...

Впрочем, давайте не о намеках и вымерших мостах. Давайте о мостах реальных (через Днепр), которые живут и здравствуют в Киеве прямо сейчас. Когда и кем они были построены?

Вот короткая справка:

  • Петровский ж/д мост – построен в 1929 году силами народов СССР
  • Дарницкий ж/д мост – построен в 1949 году силами народов СССР
  • Мост Патона – построен в 1953 году силами народов СССР
  • Парковый пешеходный мост – построен в 1957 году силами народов СССР
  • Мост Метро – построен в 1965 году силами народов СССР
  • Плотина Киевской ГЭС – построена в 1968 году силами народов СССР
  • Северный (Московский мост) – построен в 1976 году силами народов СССР
  • Южный мост – строился вплоть до 1990 года силами народов СССР
  • Новый Дарницкий мост – построен в 2011 году при Украине
  • Подольский мост – решение о строительстве принято в 1990 году, мост не открыт до сих пор (34-летний недострой)

Итого, мы видим, что все мосты через Днепр, кроме Нового Дарницкого моста построены при СССР и силами народов СССР. Почему я использую именно такую формулировку – "силами народов СССР"?

Во-первых. Я далек от наивного детского представления о том, что "где мост расположен, та страна его и построила".

Все знают, что Одессу основала и построила Екатерина Великая. Но это же не значит, что вот она прям сама лично ездила и таскала кирпичи – это делали совсем другие люди. Но основательницей Одессы считают именно Екатерину.

Просто Одессу "построил" тот, кто принял об этом решение, кто выделил деньги и ресурсы, организовал народ, наладил логистику и т.д. Все это решалось в Петербурге, поэтому Одесса – русский город. И не важно, кто ее физически строил – хоть таджики, хоть алеуты.

В СССР все точно так же решалось через Москву (через Советское руководство). А значит, все крупные стройки в СССР – это стройки общие, советские – хотя бы на уровне организации.

Во-вторых, на непосредственном уровне физического строительства – там половина инженеров и прорабов – русские. Например:

  • главный инженер строительства Киевской ГЭС – Григорий Иванович Строков. Герой социалистического труда, уроженец Санкт-Петербурга.
  • Евгений Оскарович Патон – сын русского консула в Ницце. Получил образование в Дрездене и Санкт-Петербурге. Спроектировал кучу мостов в Европе и Азии. В том числе – несколько мостов в Киеве (например, вышеуказанный мост Патона)

Ну, а рабочие... Все мы знаем, что на крупные стройки съезжалась молодежь со всей страны. Также туда свозились ресурсы и материалы всего СССР.

И особенно – вкачивались общесоветские деньги. Украина была дотационной республикой (то есть получала из Москвы больше, чем туда отдавала). Единственные две республики-доноры в СССР – Россия и Белоруссия.

В третьих, как подтверждение предыдущих двух пунктов.

В России из 32 крупнейших мостов 22 построены в последние 24 года (при Путине). Их общая длина – 130 км.

Причем это данные 4-летней давности, на данный момент построено еще несколько крупных мостов. Ну, а сколько построено мелких (до 1 км) – не сосчитать. Трасса М12, БАМ-2, трассы к Олимпиаде, Таврида – все это сплошные мосты, виадуки, путепроводы и развязки.

Сколько за это время построено мостов в вольной и свободной Украине? По пальцам одной руки можно посчитать. В Киеве вот один всего построили. Еще один (Подольский) строят уже 34 года и он до сих пор не функционирует (по нему ездят только пожарные, скорые, и городские автобусы).

Это хорошо демонстрирует ответ на вопрос: КТО строил мосты через Днепр. Ну, или, точнее – БЕЗ КОГО эти мосты были бы невозможны?

Я уже молчу о том, что если бы не действия и жертвы ВСЕХ народов СССР в 1941-45 годах, никаких мостов в Киеве не существовало бы. Точнее, не существовало бы Киева, а был бы какой-нибудь "Киффенштадт", населенный немцами.

Например, мой дед лежит в братской могиле под Полтавой. Он погиб при освобождении Украины, хотя никакого отношения к Украине не имел, жил в 3000 км от нее.

Именно поэтому я считаю, что все киевские мосты – это общие советские мосты. Не по закону, конечно, но по справедливости.