November 20, 2023

По какой причине Британия на днях чуть не потеряла 10% своих атомных подводных лодок

Вы думаете я обманываю насчет 10%? Нет. Ведь технически всё верно.

"Великая" Британия, "Королева морей" на данный момент обладает флотом из... десяти действующих атомных подводных лодок (АПЛ). Потеря одной лодки – это и есть 10%.

И вот как раз одну лодку они вчера чуть не потеряли. Вместе с экипажем из 140 человек.

А самое-то главное – причина очень глупая и даже какая-то унизительная для "высокотехнологичной страны", коей они там себя считают.

Может ли рыба утонуть?

Чтобы понять, почему британцы чуть не утопили свою лодку, давайте обратимся к более простому примеру – рыбам. Ведь во-многом именно у них люди учились двигаться под водой.

Так вот, чтобы оставаться на плаву и перемещаться "вверх-вниз" рыба обладает рыбьим пузырем. О нем знают все рыбаки и домохозяйки, разделывавшие данных существ:

Пузырь внутри рыбы

Пузырь внутри рыбы

Данный пузырь – это примерно то же самое, что спасательный жилет или нарукавник у купающегося ребенка. То есть штука очень легкая и не позволяющая опускаться на дно. Правильно пузырь даже так и называется – плавательный.

Нарукавник для купания – некий аналог плавательного пузыря рыб

Нарукавник для купания – некий аналог плавательного пузыря рыб

Правда нарукавники – штуки примитивные. А вот рыбий пузырь – очень продвинутый и функциональный орган.

Не буду вдаваться в тонкости физики, во всякие там законы Архимеда и прочее. Просто представьте, что перед вами два нарукавника для плавания. Один большой, а второй маленький.

Какой из них способен удерживать на воде больший вес?

Конечно же большой "пузырь" выдержит больше. У него бОльшая грузоподъемность, чем у маленького пузыря. Если маленький выдержит только ребенка, то большой может выдержать и взрослого мужчину.

Иными словами, чем больше объем воздушного пузыря, тем больше у него грузоподъемность.

Так вот, рыбий пузырь внутри рыб – эластичен. Он может изменять свой объем примерно также, как мы можем надувать или втягивать свой живот.

Просто ради эксперимента когда будете в следующий раз купаться в море, лягте на волны и максимально надуйте живот. Потом втяните его в себя. Вы сразу же заметите, что если живот надут – то вода сильнее выталкивает вас наверх. А если живот втянут, то вы слегка опускаетесь ко дну.

То есть вы как бы переключаете режим "от большого пузыря к маленькому".

Рыбы действуют примерно так же, только у них для этого есть намного более продвинутый и приспособленный орган. Просто увеличивая или уменьшая его объем, они могут либо всплывать выше, либо опускаться ниже.

В общем, все вроде бы хорошо придумано природой, если бы не одно НО.

У каждой рыбы есть определенный диапазон глубин, в пределах которого она может существовать. Подняться выше этого диапазона или опуститься ниже для рыбы – смертельная опасность.

У большинства рыб верхняя граница совпадает с поверхностью водоема

У большинства рыб верхняя граница совпадает с поверхностью водоема

Почему опасность? Все дело в давлении воды, которое увеличивается с глубиной. Чем глубже, тем больше давление.

Давайте представим, что наш обычный карась решит взять и опуститься на глубину 3 километра (в озерах и прудах такого не бывает, но представим).

Для этого ему нужно сильно сжать свой пузырь и начать опускаться ко дну:

По мере погружения, давление на тело карася будет увеличиваться. В какой-то момент оно станет настолько огромным, что у карася уже просто не хватит силы сопротивляться и надуть свой пузырь обратно:

Большое давление сдавливает карася

Большое давление сдавливает карася

Иными словами, существует такой рубеж глубины, опустившись ниже которого, карась уже больше никогда не сможет всплыть. Давление просто не позволит ему "надуться" обратно.

Или обратный пример. Берем какую-нибудь глубоководную рыбу, которая привыкла жить на 6 километрах под водой. И просим ее всплыть повыше, хотя бы до 3 километров. Что с ней произойдет?

Правильно, она просто лопнет. Привыкшая жить на глубине при большом давлении, поднявшись выше допустимого уровня она так сильно вздуется, что у нее не хватит силы "сжаться" обратно.

Ну, это как если человека выбросить в открытый космос (в вакуум), никакой накаченный пресс не поможет удержать давление внутри живота. Что будет дальше с человеком говорить не хочется, можете сами представить.

Короче говоря, итог таков: рыба может существовать именно на той глубине (при таком давлении), к которой приспособлен ее организм.

Возвращаемся к подводной лодке

Любая подводная лодка использует тот же самый принцип "всплытия/погружения". Опять же, не будем углубляться в технические детали. Просто условимся, что за счет перекачивания воздуха и воды лодка способна увеличивать/уменьшать свой "внутренний пузырь".

Однако, как и у любой рыбы, у лодки есть свой предел глубины погружения. Если она опустится ниже, то нет – ее не сомнет сразу, как бумажный листок. Лодка в принципе способна выдерживать большие давления.

Просто после определенный глубины погружения лодка утратит способность к дальнейшему всплытию. Она начет беспомощно погружаться на дно. А дальше уже как повезет, если дно не сильно глубоко – может она на него ляжет и у экипажа еще останутся мизерные шансы на спасение.

А если дно очень далеко, то лодку раздавит еще по дороге. Ну, как было с батискафом, который недавно раздавило рядом с "Титаником".

Что касается британской субмарины типа Vanguard ("Вэнгард"), то ее максимальная глубина погружения заявляется как 400 метров. Глубже опускаться строго не рекомендуется.

Для определения глубины на лодке имеется глубиномер. К слову сказать, штука предельно простая, работающая исходя из текущего давления воды за бортом (как барометр измеряет давление воздуха, или тонометр – давление в сосудах).

И вот именно эта простая штука на британской лодке каким-то образом сломалась. То есть они думали, допустим, что глубина всего 200 метров, а по факту было уже 400-450 и они переходили в зону непреодолимого падения на дно.

Видимо, все-таки как-то почувствовали по поведению лодки, что "тяги" для всплытия начинает не хватать и спохватились. А ведь могло быть и поздно. В этом случае экипаж из 140 человек ждала бы незавидная участь...

Если вам нравятся такие статьи, где простым языком с примерами из жизни и природы объясняются различные новости и события – подписывайтесь на канал "Объясняю на пальцах". Здесь такого много :) Заранее спасибо и до связи!