April 11, 2023

Чем сунниты отличаются от шиитов и почему они враждуют?

Прежде всего хочу сказать, что я не богослов, не теософ, не религиовед. Более того, я даже не религиозный человек и об исламе (христианстве, буддизме и т.д.) могу судить, только глядя "снаружи".
Вместе с тем, я уважаю все религии и не хочу никого обидеть или задеть. Все, что написано далее – намеренное упрощение с попыткой объяснить как можно большему числу людей разницу между суннизмом и шиизмом.

Итак, и на этом канале, и вообще СМИ часто можно услышать про суннитов, про шиитов, и про то, что между ними есть какое-то "недопонимание", выражающееся даже в военной форме (как между Саудовской Аравией и Йеменом).

При этом, если попытаться выяснить разницу между двумя этими направлениями, то как правило там будет очень много запутанных формулировок и в результате все равно "внешний наблюдатель", глубоко не погруженный в тему, ничего не поймет.

Прочитав несколько десятков подобных объяснений я решил попробовать сделать свое собственное, максимальное простое по смыслу.

На мой взгляд, легче всего понять разницу, если посмотреть, как эти два течения образовались.

Изначально все мусульмане были едины. Но это было недолго – при жизни пророка Мухаммеда в 7 веке нашей эры.

Этот пророк, собственно, и является родоначальником ислама. Бог (Аллах) через него послал эту веру людям. То есть Мухаммед в исламе, это такой же пророк, как Моисей в иудаизме или Иисус в христианстве (хотя аналогия не полная).

К слову сказать, и Моисея, и Иисуса ислам тоже признаёт в качестве пророков. Если не ошибаюсь, Иисус у них даже второй по значимости пророк после Мухаммеда. Правда называется он на арабский манер "пророк Иса". А пророк Моисей у них – "пророк Муса".

Ну, так вот. Пророк Мухаммед принёс ислам, но после его смерти (в 632 году) начались разногласия: кого считать продолжателем дел пророка?

И вот тут верующие разделились на две основные группы (собственно, суннитов и шиитов).

Первые считали, что продолжателем должен стать человек по имени Абу Бакр. Это был ближайший соратник Мухаммеда (примерно как апостол Петр был соратником Христа). Также он являлся отцом жены Мухаммеда, то есть его тестем. Но он не был кровным родственником пророка (это важно).

Вторая же часть мусульман посчитала, что место Мухаммеда должен занять его двоюродный брат – Али. То есть кровный родственник.

Таким образом, мусульмане разделились как бы на две политические силы, каждая из которых продвигала своего лидера.

При этом, тех кто выступал за Абу Бакра было больше, поэтому на голосовании выбрали его и он стал первым праведным халифом (грубо говоря, это как "Папа Римский" или "Патриарх", только у мусульман).

После Абу Бакра "родословная" халифов пошла по суннитской линии. Вторым праведным халифом стал Умар (также ближайший сподвижник Мухаммеда), а третьим – Усман.

Усман был не только сподвижником пророка Мухаммеда, но и его зятем (родственником, но тоже не кровным).

Жизнь этого человека оборвалась в результате убийства, после чего халифом стал тот самый Али, двоюродный брат пророка Мухаммеда (которого изначально продвигали шииты).

Естественно, в смерти Усмана обвинили шиитов (сторонников Али) и после этого началась религиозная гражданская война (условно говоря, между суннитами и шиитами). Вот с тех самых пор два этих течения и "враждуют".

Получается, сунниты и шииты по-разному понимают "цепочку преемственности" в исламе.

Шииты считают, что истинный ислам идет от Мухаммеда через его кровного родственника Али и далее по цепочке кровного родства. Первых трех халифов они не признают. До сих пор шииты признают духовную власть только за потомками (кровными родственниками) пророка Мухаммеда.

Сунниты же считают, что духовная власть может принадлежать любому человеку, если он ведет себя должным образом и достоин столь высокого сана. Соответственно, они признают первых трех халифов (НЕ кровных родственников Мухаммеда).

Таким образом, мы имеем дело с классическим религиозным расколом, при котором верующие "избирают" себе духовных лидеров по разным линиям. Подобные же вещи случались и в христианстве, и в иудаизме и во многих других религиях (случаются и до сих пор, если посмотреть на нашу соседку в Восточной Европе)

Фактические различия

Итак, причины раскола и вражды суннитов и шиитов мы выяснили. Но в чем же заключается фактическая разница в поведении суннитов и шиитов?

Вообще, и те, и другие – это все-таки мусульмане. Не берусь судить точно, но процентов на 80% эти течения совпадают. Разница заключается в нюансах.

Суннитов можно назвать более ортодоксальными мусульманами. Например, они строго толкуют Коран и применяют все те религиозные правила, которые сформировались еще в 7 веке при Мухаммеде. Также они почитают сунны (отсюда и "сунниты") – это предания о жизни Мухаммеда, о принципах его жизни и т.д. (примерно как Евангелие – описание жизни Христа).

Шииты же суннами не руководствуются, их основная книга – Коран. Причем толкуют они его достаточно свободно и могут подстраивать толкование под реалии меняющегося мира.

Шиитов можно назвать более "веротерпимыми". Они менее консервативны, дают больше прав женщинам, более открыты прогрессу и т.д.

Вообще, шиитов намного меньше, чем суннитов – не более 15% от всех мусульман. И почти половина всех шиитов живет в Иране.

То есть Иран – это главный "форпост" шиитского течения. У суннитов главной страной можно назвать Саудовскую Аравию (в которой расположены два священных города – Мекка и Медина).

Это что касается поверхностного разбора данного вопроса. Можно углубляться и дальше, но боюсь, что там я уже не разберусь, очень сложная тема и, к тому же, весьма деликатная.

Поэтому на данном моменте остановимся. Надеюсь, эта статья внесла немного ясности. Буду рад вашим оценкам, если объяснение понравилось. Всего вам доброго и до связи!