March 30, 2023

Почему в Японии сотни мостов, а Россия один единственный мост на Сахалин построить не может?

– Как-то летел на самолёте над Японией. Сотни островов и сотни мостов. У нас со времён Сталина самый большой остров Сахалин остаётся без моста. Якутск практически в таком же положении, ну и Магадан с Петропавловском Камчатским и Чукоткой без дорог и мостов.

Вот такой вот комментарий поступил моему коллеге на его замечательную статью о мостах, где он рассказывает, что прямо сейчас в России строится не менее 12 крупных мостов (некоторые – по 3-5 километров в длину).

В ответ на эту статью подписчик привел вот такое наблюдение. Что, мол, хвастаться особо нечем. Япония вон, вся в мостах, а наш самый большой остров – Сахалин – оторван от материка "со времен Сталина".

Тут я не совсем понял, при чем здесь Сталин. До него мост был что ли? :) Ну, это ладно. Разобрать же я хотел именно саму суть вопроса, потому что это довольно популярное мнение в интернете.

Во-первых, о мостах Японии

Япония, как известно, вся лежит на островах. И эти острова, к слову, тоже никак не связаны с материком. Мосты лежат лишь с острова на остров.

Однако, преувеличивать и писать о "сотнях мостов" я бы не стал.

Ну, вот, допустим, два самых больших острова Японии – Хоккайдо и Хонсю:

Хонсю настолько огромен, что на нем проживает 75% всех японцев (104 млн жителей). По площади же он занимает 60% всей Японии.

Хоккайдо тоже не мал. На него приходится еще 23% площади Японии.

Итого, два этих острова занимают 83% площади всей Японии. И между этими двумя островами... нет мостов.

Пролив Цугару между Хоккайдо и Хонсю

Пролив Цугару между Хоккайдо и Хонсю

Да, там есть один ж/д тоннель (под дном пролива) с длиной подводной части – 23 км.

Ж\д тоннель Сайкан

Ж\д тоннель Сайкан

Не буду умалять заслуг японских инженеров, тоннель хороший. Но это – тоннель (по-сути, технология метро) и он только для поездов. Автомобили могут перемещаться только на паромах. Как и у нас на Сахалине.

Идем дальше. Есть еще два крупных японских острова к югу от Хонсю – Сикоку и Кюсю.

На остров Кюсю ведет всего один автомобильный мост. Причем переброшен он через узенький пролив шириной всего... 650 метров.

Обратите внимание, сколько на картинке выше синего пунктира – это морские пути. В том числе и паромные переправы. Да, японцы этим вообще не брезгуют, хотя, казалось бы "высокотехнологичная держава".

Любопытно, что даже вот в этой части, где пролив тоже не очень широкий:

Так вот, моста там нет. Есть просто паром.

А вот как выглядит тот 650-метровый пролив, через который переброшен единственный автомобильный мост на Кюсю:

Да, там есть еще подводный ж/д тоннель и подводный автомобильный тоннель. Но мост всего один. Хотя и ширина пролива всего 650 метров (меньше нашей Волги в несколько раз, но вот тем не менее...).

Последний крупный остров – Сикоку. На него да, ведёт несколько сухопутных переправ. А именно – три штуки:

Но в каких местах проведены эти переправы? Они фактически идут по суше, по многочисленным островам:

Оранжевая линия – путь на Сикоку

Оранжевая линия – путь на Сикоку

По-сути, это не цельные мосты, а просто дороги, местами перекинутые через море по коротким мостам (от нескольких сотен метров до пары километров).

Или вот взять бухту в районе города Нагоя.

Чтобы ее объехать потребуется сделать крюк в 200 с лишним километров:

Могли бы и мост построить, раз они такие высокотехнологичные. Но моста нет, есть только морская переправа.

В общем, я бы не сказал, что Япония – это какая-то супер страна мостов. Они чаще предпочитают паромы и это неудивительно – местность крайне сейсмоопасная. Хоть мосты и спроектированы с учетом больших магнитуд, но паром как-то поспокойнее будет.

Теперь о Сахалине

Сахалин лежит примерно в той же местности, что и Япония. То есть это очень сейсмоопасная зона.

Минимальное расстояние от Сахалина до материка – около 7 километров (что уже значительно больше, чем большинство мостов Японии).

К тому же, пролив, отделяющий Сахалин от основной суши, имеет довольно сильное течение. Ну, и климатические условия там не японские – местность лежит на 2000 км севернее, чем ближайшие морские мосты Японии (на остров Сикоку):

Короче говоря, построить там мост можно, но это будет в разы сложнее, чем в Японии. Это – первая причина, почему моста там "нет со времен Сталина".

Вторая же причина... Да всё та же. О ней я писал 100 раз, как о самой главной проблеме России, и называется она – "плотность населения".

Давайте еще раз посмотрим на 4 главных японских острова, а также на их население:

  • Хоккайдо – 5,4 млн жителей
  • Хонсю – 104 млн
  • Сикоку – 4,1 млн
  • Кюсю – 12 млн

Естественно, если у вас есть остров с населением в 5-10 млн человек, на котором куча городов, заводов, фабрик, всяких ресурсных баз – ну, естественно, вам будет очень нужен мост. А самое главное, этот мост окупит себя.

Теперь смотрим на Сахалин...

Да, всего 490 тысяч жителей. Это просто как в одном среднем пригороде Москвы или Токио.

Остров до сих пор остается крайне безлюдным. Промышленности очень мало. Куда будет вести этот мост? Нет, ну, понятно, что кто-то им обязательно воспользуется, но тут возникает простой вопрос окупаемости или, вернее, экономической целесообразности.

Так что сам по себе мост – его можно построить. Вопрос в другом: куда и для чего его строить?

Вон у нас есть архипелаг Новая Земля. Может, туда тоже нужен мост?

Ну, и заодно на остров Большевик и остров Октябрьской Революции. Это очень большие острова, а мостов туда нет. Ни со времен Сталина, ни даже со времен Ивана Грозного (за Владимира Красное Солнышко не скажу).

Нет, вы не подумайте. Я и сам очень хочу мост на Сахалин. Жду его (ведь его обещают построить). Но жду я его не потому что мне перед Японией неудобно. Мост нужен не для галочки в списке побед.

Просто строительство моста будет означать, что Правительство знает куда и для чего оно его строит. То есть, Правительство будет понимать, что в Сахалин будут вкладываться большие деньги – в порты, заводы, города и т.д.

Мост будет означать, что Правительство имеет большие планы на Сахалин, что оно будет пытаться насытить остров населением. Развить эту зону, чтобы мост не остался памятником бездумного распила бюджета, а чтобы он окупался и приносил пользу всей экономике страны.

Вот, в Крым не было никакого моста, потому что не было целесообразности при наличии сухопутного коридора.

Как только коридор исчез – мост тут же появился, т.к. появилась экономическая целесообразность данного сооружения.

Правительство вкладывает огромные деньги в крымскую инфраструктуру (дороги, вокзалы, аэропорт, электростанции и т.д.), то есть имеет представление, что Крым разовьется до такой степени, что налоги от бизнеса окупят любой мост.

Вот и с Сахалином будет так же. А если кому-то хочется побыстрее, я предлагаю не сидеть сложа руки, а срочно переезжать на Сахалин. Еще лучше – открывать там бизнес.

Если остров будет населять хотя бы 3-4 млн жителей, мост появится чуть ли не сам собой. В этом нет сомнений.

P.S. Про Якутск, Камчатку и Магадан тоже можно разобрать, но в отдельной статье. Спасибо за ваше внимание и до связи!