Как СССР "оккупировал" свои республики на простом примере из жизни
Помимо книги про артиллерию, читаю сейчас один исторический роман. Называется "Будаг – мой современник".
Повествование начинается в период Первой мировой войны и идет от лица мальчика, который жил на Кавказе (в Карабахе). На его глазах происходят масштабные события: война, голод, болезни, гражданская война, становление советской власти и т.д.
Книга особенно меня зацепила, потому что мои предки по линии отца тоже жили на Кавказе (в Грузии), откуда их во время Великой Отечественной переселили в южный Казахстан.
Соответственно, в семье есть множество рассказов "о той старой жизни", какие там были обычаи, традиции, ментальность и т.д. Удивительно, что эти семейные рассказы один в один совпадают с тем, что описано в книге. Ну, то есть рассказы передались через поколения без ошибок.
Например, есть один момент, который я никак не мог понять. Мой отец рассказывал мне, что его отец (мой дед) был не в особом восторге от посещения детьми школы.
Отцу фактически запрещали учиться, заставляя вместо этого пасти баранов и коров. Да, мой отец с 10 лет был чабаном и в одиночку пас отары в горах Казахстана
Школу, правда, ему всё-таки удалось закончить (но у них в семье и речи не было, чтобы ему кто-то в этом помогал, кто-то его собирал на 1 сентября и т.д.). А затем, имея страсть к знаниям, он в возрасте 27 лет поехал в Россию и поступил на юрфак Томского Государственного Университета. Ну, это уже другая история.
Я же хотел обратить внимание именно на тот факт, что его родители не понимали смысла в школе (хотя на дворе стояли уже 60-е годы).
Вот и в той книжке, которую я читаю, всё один в один. Мальчик (герой романа) очень хотел учиться в школе, которую в их селе открыли русские. Но мать запрещала ему туда ходить. Почему?
Да потому что хождение в школу воспринималось ими (и моими дедами тоже) как тунеядство.
Ну, то есть вся семья работает: косит траву, таскает воду, доит коров и т.д. А ученик сидит в это время в школе. Прохлаждается :)
И потом он приходит домой и ест хлеб из муки, которую он не молол, и пьет молоко от коровы, которую он не пас.
Нам это кажется какой-то глупостью и даже дикостью, но именно это рассказывал мне мой отец, и именно это описано в книге.
– Ходишь в школу? Значит хочешь отлынивать от работы и есть чужой хлеб. Если ты школьник, значит ты дармоед.
Вот такая вот ментальность. Мой дед, например, не умел ни писать, ни читать, а расписывался крестиком. Когда моя тетя (сестра отца) приносила дневник, весь красный от двоек и пометок учителя, ее мама (моя бабушка) хвалила ее:
– Какая красота! Какой хороший дневник!
Она просто не могла прочитать, что там написано и что означают все эти "красивые" красные закорючки.
И это – реальность 60-х годов. Так что просто представьте, насколько пренебрежительным было отношение к образованию в начале 20 века в том же южном Казахстане или на Кавказе.
Царская, а позже – советская власть строила школы и буквально заманивала туда детей, но в селе из 3000 человек (и огромной рождаемостью) едва ли набиралось 20 учеников. Остальным эта школа была просто неинтересна и ненужна.
Этот мальчик из книги, не смотря на все запреты и трудности, отучился в школе и, судя по всему, стал очень образованным, заслуженным человеком, писателем (то есть книга – это автобиография, он о себе написал этот роман).
А виноваты в таком "исходе" – русские, которые понастроили школ и заставляли людей учиться, получать знания и потом поступать в институты (которые они тоже понастроили, вместе с больницами, заводами и фабриками, где эти люди потом работали).
Вот так вот выглядит оккупация свободных и независимых народов.