Почему в России за 30 лет закрылось так много заводов
Россию принято критиковать за то, что с 1991 года в ней закрылось несколько десятков тысяч заводов. Однако, никто из критикующих не задумывается о двух моментах:
- Сколько предприятий закрылось за тот же период в других странах. Например, в США? Не является ли это общемировой тенденцией?
- И почему вообще эти заводы закрылись в массе своей? В чем главная причина?
Если у вас есть бизнес, который работает и приносит вам деньги, какой вам смысл его закрывать? Ну, просто поставьте себя на место собственника? Кто зарежет курицу, несущую золотые яйца?
Да, закрытие заводов иногда является преступной схемой с "намеренным банкротством, выкупом за бесценок и распилкой на металл".
Но вместе с тем, тысячи заводов на территории бывшего СССР просто не могли не рухнуть в тот исторический период, когда железный занавес рухнул и постсоветские страны подключились к глобальному рынку.
То есть, если раньше заводы работали "в тепличных" условиях, не имея никакой конкуренции, но зато имея 100% стабильный госзаказ, утвержденный в плане на 5 лет, то после 1991 года наша промышленность начала конкурировать с промышленностью всего мира. А самое главное – Китая.
То же самое происходит и во всех других странах. Например, в США закрылось 64 тысячи предприятий всего за 13 последних лет. Они просто физически не могут конкурировать с промышленностью Китая, которая способна производить многие вещи на порядок дешевле.
Но о масштабной деиндустриализации США наши либералы не кричат, все они заставляют нас думать, что развал промышленности – это исключительно проблема России.
Впрочем, Россия уже начала решать эту проблему и в ближайшие десятилетия мы станем свидетелями мощнейшего экономического чуда. Чтобы объяснить этот процесс, давайте все-таки разберем, почему в России массово закрывались предприятия.
Вот возьмем абстрактный завод в советском стиле где-нибудь на Урале
- Это всегда капитальное здание, с хорошим фундаментом и крепкими стенами (а это все расходы)
- Там обязательно рядом должна быть ТЭЦ чтобы всё это отапливать в суровые уральские зимы (снова расходы)
- На заводе работает 5-10-15 тысяч человек, потому что в советской системе никто не задумывался об оптимизации кадров. Наоборот, старались дать работу как можно большему количеству людей. Чтобы без дела не сидели.
АНЕКДОТ
На эту тему есть даже советский анекдот, по-моему я его уже рассказывал:
Встретились как-то директоры автомобильных заводов из СССР и Японии. Японский директор хвастается:
– У меня настолько завод налажен, что мы выпускаем 100 000 машин в год и у нас работает всего 7 человек! Все автоматизировано, кругом роботы и компьютеры.
Советский директор послушал... Ему стыдно признаться, что у него на заводе на самом деле 15 000 человек работает. Ну он взял и соврал:
– Ну... Мы тоже выпускаем 100 000 машин. Но у нас, правда, 10 человек работает...
На том и разошлись. Через месяц снова встречаются, японец первым делом спрашивает:
– Слушай. Я уже месяц не сплю. Все считаю, пересчитываю... Скажи, пожалуйста, чем у тебя эти трое там занимаются?
Другие особенности советского завода, сказывающиеся на стоимости конечно продукции:
- Каждому работнику нужно платить достаточно высокую (по китайским меркам 90-х годов) зарплату. Ведь работнику нужно калорийно питаться, тепло одеваться, ему нужна теплая квартира и т.д. То есть климат накладывает свой отпечаток даже на этом моменте. Нельзя просто платить человеку "миску риса в день" (утрировано), как это было в Китае еще до недавнего времени.
- Кстати, у наших рабочих и детей гораздо больше, которых нужно содержать. Тогда как в Китае до недавнего времени была политика "одна семья – один ребенок", то есть больше двух детей мало кто имел. Гораздо чаще детей вообще не имели. Так что это тоже сказывалось на разнице зарплат у них и у нас.
- После того, как товар будет создан, его нужно долго и упорно доставлять по ж/д дороге по всей стране. Водным транспортом (самым дешевым) это сделать просто невозможно.
- Рынок потребителей крайне ограничен. В СССР это были 300 млн человек, после развала – еще меньше. Ограниченность рынка, кстати, – это самый важный пункт.
Теперь сравним это с Китаем:
- Субтропический морской климат (промышленная зона у них вдоль моря). Завод часто представляет из себя жестяной ангар без особого фундамента, или просто "4 столба и стены из профнастила"
- Отапливать все это особо не нужно
- Плотность населения запредельная, а это значит – не нужно тянуть сотни километров линий связи, электроснабжения, дорог и т.д. Все в шаговой доступности
- Зарплата в 90-е годы – на уровне "миски риса в день". Да, это немного утрировано, но близко к истине
- Почти всё производство – на берегу моря. То есть ты что то произвел утром, а в обед это уж загружено на судно. К вечеру отправляется сразу в любую точку мира, без ж/д дорог, без перевалки и т.д.
- Если что-то производится не на берегу моря, то на берегу могучих рек Янцзы и Хуанхэ, либо их многочисленных притоков. То есть логистика в любом случае стоит копейки
Реки Китая пересекают всю территорию и выходят сразу к крупным незамерзающим портам
Я не был в Китае, но был во Вьетнаме, в рисоводческих районах юга – пересекал их на велосипеде (от Хошимина до Хатьена). Так вот там всё изрезано речушками и каналами, соединенными с Меконгом (главной рекой). И по всем этим водным артериям одна за одной снуют лодочки и лодки, судёнышки и крупные суда. И все они забиты рисом.
По дорогам там вообще никто ничего особо не возит. Любой крестьянин может практически бесплатно сплавить свой товар к Меконгу (где его выкупят и сплавят дальше, в морской порт), нужно лишь иметь деревянную лодку и какой-нибудь простенький моторчик.
Я это сравниваю со своим селом в Омской области, где фермеры выращивают пшеницу и тратят большие деньги, чтобы вывезти его Камазами в Омск (100 км), а оттуда потом это зерно должно преодолеть 3500 км по ж/д дороге в Новороссийск – и вот только там начинается морской путь через все эти турецкие проливы до потребителей в Африке и на Ближнем Востоке.
Во Вьетнаме (и Китае тем более) такой проблемы нет. Произвел – и практически сразу в море.
Ну, и самое главное – рынки
Внутренний советский и российский рынок – просто ничто по сравнению с рынками Китая, который Запад изначально выращивал как фабрику для всего мира.
Ему изначально были открыты все дороги: Запад вкладывал деньги в фабрики Китая, чтобы производить там товары в 10 раз дешевле, чем в США, Европе или России, и потом зарабатывать на этом дешевом товаре, продавая его в США, Европе, России и по всему миру. В этом и заключается глобализм глобалистов.
За счет огромного рынка Китай мог выпускать изделия гораздо более крупными партиями. А чем больше партия, тем дешевле получается каждая единица товара – это замкнутый круг, а точнее спираль, где на каждом витке товар получается все дешевле и дешевле.
В итоге мы (и большинство других стран) получили ситуацию, при которой носки, трусы, гвозди, игрушки, посуду и всякий ширпотреб оказалось в 5 раз дешевле купить в Китае, чем выпускать самостоятельно.
Конкурировать с Китам просто физически было невозможно. Дешевле было добыть руду и отправить ее в Китай, а потом закупить готовые гвозди, чем производить собственные гвозди.
В результате деньги всего мира хлынули в Китай, что позволило ему инвестировать в средства производства и выпускать все более и более сложные вещи (вплоть до автомобилей, самолетов и спутников), но т.к. размер рынка продолжал и продолжает оставаться гигантским (да и прочие условия не изменились, кроме выросших зарплат), то Китай сохраняет возможность выпускать товары дешевле, чем большинство стран Запада и Россия.
Исключения составляют лишь некоторые категории высокотехнологичных товаров. Например, медицинское оборудование и станки из Европы, или военная техника из США, или то же оружие и атомные станции из России.
Впрочем, ситуация начала меняться и я обещал объяснить, почему Россию неминуемо ждет мощнейший промышленный бум в ближайшие десятилетия.
Эта статья уже получилась большой, поэтому вынесу это объяснение в следующий материал. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить. Заранее спасибо и до связи!