Какова глубина Черного моря и можно ли поднять корабль с его дна
Всего в мире насчитывается от 74 до 103 морей (смотря, как считать).
Самое глубокое – Филлипинское (максимальная глубина около 11 км), самое мелкое – соседнее с Черным Азовское море (всего 13 метров).
Разница, как видим, – колоссальна. На глубину 11 км тонущий корабль будет погружаться примерно 15-20 минут. А вот затонуть в Азовском море еще нужно постараться.
Например, осадка танкера типа Афрамакс – 15 метров. То есть в Азовское море он даже не войдет.
Первый Афрамакс, построенный в России
Что же касается моря Чёрного, то его максимальная глубина находится на 48 месте среди всех морей – 2210 метров. Средняя же глубина еще меньше – 1240 метров.
Вот карта глубин, на которой видно, что глубочайшая часть находится к югу от Крыма:
Кстати, эта глубочайшая часть предположительно повторяет очертания древнего озера, которое существовало еще 7500 лет назад и никак не соединялось с Мировым океаном.
Красный пунктир – примерный границы древнего озера
После окончания Ледникового периода из-за таяния льдов уровень океана поднялся так сильно, что его воды хлынули через узкий перешеек (там где сейчас Босфорский пролив), затопив озеро и сделав его морем.
То есть все те части Чёрного моря, которые сейчас имеют глубину 50, 100 или 200 метров (ближе к территории современной Украины) – всего 7500 лет назад являлось сушей. Там жили люди, паслись животные, росли деревья и т.д.
Затопление данной местности во многих культурах (в т.ч. христианской) описывается как Великий Потоп. Конечно, это всего лишь одна из версий, но она, по крайней мере, дает основания полагать, что Ной тоже был украинцем :)
Что касается затонувших кораблей и их поднятия на поверхность, то тут всё весьма неоднозначно.
Конечно, чисто технически поднять корабль даже с самой глубокой части Чёрного моря – возможно.
Например, истории известна знаменитая операция американцев, которые в 1974 году подняли со дна океана носовую часть советской подводной лодки К-129, затонувшей в Тихом океане в 1968 году.
Лодка хранила в себе множество секретных технологий, а потому ее поднятие на поверхность представлялось весьма заманчивым. И американцы это сделали, при том что глубина "залегания" лодки составляла... 5600 метров!
Та операция считается рекордной с точки зрения глубины подъема затонувшего судна. Гораздо чаще поднимают суда с куда более скромной глубины – 10-20 метров.
Даже подъем со 100 метров – это уже сложно и поэтому почти всегда дешевле оставить судно на дне, чем поднимать и восстанавливать его.
Например, знаменитая АПЛ "Курск" была поднята со 108 метров. И мы помним, насколько сложной, опасной и дорогой была та операция. Но она была оправданна по идейным, экологическим и военным мотивам. Материальной же выгоды там не было никакой.
Ракетный Крейсер "Москва" затонул где-то по пути из акватории вблизи Одессы в Севастополь. Это позволяет предположить, что глубина его затопления – от 100 до 300 метров.
Да, это не 5600 метров, с которых подняли К-129, но все же, глубина довольно большая, да и корабль, скорее всего, находится в крайне плачевном состоянии, поэтому сомневаюсь, что его будут поднимать.
Возможно, попробуют поднять или уничтожить какую-то секретную документацию, может быть какие-то технологические секреты (хотя, откуда они на таком старом корабле, который давно не модернизировали), но весь корабль – вряд ли.
Посмотрим на карту затонувших судов Черного моря:
И это только небольшой участок вблизи Новороссийска. Всего же в Черном море на дне покоится больше 1000 судов самых разных типов и размеров. Многие лежат на глубине 10 метров и их никто не поднимает – невыгодно.
Да что там затонувшие суда... Совсем недавно я показывал, как ездил к грузовому судну Рио (под Новороссийском), которое даже не затонуло, а просто было выброшено на берег (штормом):
Оно там уже несколько лет стоит и местные дельцы даже организовали платный вход на палубу. Владельцы же судна (иностранцы) решили не снимать его с мели – это экономически нецелесообразно.
Что уж говорить про 12 000-тонный крейсер, который лежит в толстом слое ила на глубине равной высоте Эйфелевой башни?
Может быть когда-нибудь, когда Россия расцветет и станет невероятно богатой, этот корабль (или его часть) все таки поднимут, чтобы сделать из него музей или памятник.
Памятник. тем событиям, которые кардинально изменили ход мировой истории.