April 17, 2022

Что это за тип кораблей "тральщик" и почему он сейчас очень нужен России

В списке кораблей любого современного флота помимо крейсеров, эсминцев, фрегатов, ракетных катеров, противолодочных кораблей и БДК, вы обязательно найдете и такую штуку как "тральщик".

Название у нее, прямо скажем, не самое героическое. Например, "эскадренный миноносец" или "ракетный крейсер" – это звучит реально круто. А вот тральщик... Тральщик напоминает нам то ли о буксире, то ли о рыболовецкой шхуне, то ли вообще о какой-то барже. Но точно не о чем-то важном для войны.

А между тем, именно тральщики очень нужны в Черном море в современном его состоянии. И вот почему.

Что такое тральщик

Как известно, мировое вооружение развивается по принципу "меча и щита". То есть, как только появляется какое-то новое оружие (меч), тут же начинают появляться и системы защиты от него (щит).

Причем "меч" и "щит" тянут друг друга, автоматически раскручивая гонку вооружений. Военные конструкторы постоянно находятся в поиске более совершенных "щитов", чтобы спастись от "мечей противника" и, наоборот, более совершенных "мечей", чтобы преодолеть вражеские "щиты".

Не стало исключением и создание такого типа оружия, как морская мина. Грубо говоря, это боеприпас, которые устанавливается в толще воды для поражения кораблей и подводных лодок.

В более-менее современном виде (с электрическим взрывателем) такую мину придумал российский инженер Павел Шиллинг еще в 1812 году.

В 1840-х годах морские мины уже начали поступать на вооружение Императорского флота, а их первое боевое применение произошло во время Крымской войны (1853-1856 годы).

Английские и французские военные пароходы подошли к Петербургу, не подозревая, что в море установлено свыше 2000 мин. В итоге 4 корабля подорвалось и вражеская эскадра поспешила уйти подальше в Балтику.

Естественно, после этого подводные мины начали разрабатываться и использоваться и в неприятельских флотах тоже. На что у нас последовал следующий шаг ("щит") – создание специальных кораблей, которые борются с морскими минами.

Называются они – тральщики. Впервые в истории такой корабль был применен в Русско-Японской войне (1904-1905 годы) нашим флотом против японских минных заграждений.

Современный тральщик

Современный тральщик

Как работает тральщик

Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно понять, как работает морская мина.

Таких мин, на данный момент, имеется множество видов. Вот основные:

  • Контактные (взрываются при ударе о корпус корабля)
  • Электромагнитные (работают по принципу металлоискателя – как только вблизи них "проплывает" металл – они взрываются. Эффективность таких мин гораздо выше)
  • Акустические (также не требуют прямого контакта. Взрываются от звука проходящего мимо судна)

Соответственно, чтобы бороться с минами, сам по себе тральщик должен быть в первую очередь незаметен для мин:

  • У него относительно небольшие размеры и очень маленькая осадка (то есть он неглубоко уходит в воду) – так риск столкнуться с контактной миной резко снижается
  • Его корпус изготавливается из немагнитных материалов (дерева, пластика, сплавов, оргстекла и др)
  • Он весьма малошумен

Также, в процессе работу тральщик использует особые приемы. Например, движется вдоль магнитных линий Земли, использует самый малый ход (максимально низкую скорость) – для снижения заметности.

При этом, позади тральщика движется трал – то самое средство, которое занимается разминированием (методом подрыва).

Трал, в противоположность самому тральщику, делают максимально заметным для мин. Он изготавливается из металла, сильно шумит и движется на достаточной глубине.

При столкновении (сближении) с тралом, морские мины взрываются. Причем происходит это на удалении от самого тральщика, не причиняя ему особого вреда.

Любопытно, что в прошлые годы в качестве тральщиков использовались даже самолеты (они летели низко над морем и тянули за собой трал в виде кольца). А сегодня в армии США в качестве тральщика используют вертолеты.

Тральщики Черноморского флота

Как известно, Черное море на данный момент представляет опасность из-за мин, которые были массово установлены в Одессе и других городах (некоторые из них даже сорвало и унесло течением к Турции). Поэтому, тральщики были бы сейчас как нельзя кстати.

К счастью, в составе Черноморского флота их имеется целых 19 штук. Причем 10 из них построены в последние 10 лет (самый новый – 2021 года постройки). Еще 7 – в процессе строительства.

Новейшие российские тральщики проекта 12700 "Александрит" строятся по уникальной технологии. 60-метровый корпус корабля целиком изготавливается из стеклопластика.

Корпуса изготавливает российский завод – единственное в мире предприятие, способное строить стеклопластиковые монолитные корпуса длиной до 80 метров.

Стеклопластик – легче и прочнее стали, но что еще важнее – он лишен магнитных свойств, что делает его безопасным при поиске мин.

Помимо Черноморского флота такие тральщики есть в Тихоокеанском и Балтийском флотах. Еще 4 штуки строится, и на 3 корабля такого проекта подписаны государственные контракты.

Можно ли сказать, что Россия сейчас полностью обеспечена современными тральщиками? И да, и нет.

Дело в том, что тральщики бывают нескольких типов:

  • Речные (для работы на реках)
  • Морские (для работы с основным флотом в походах)
  • Базовые (для работы вблизи военно-морских баз)

Новейшие российские тральщики (описанные выше) строились как базовые. Для того, чтобы быть морскими, у них недостаточно мореходности и собственного вооружения (артиллерии).

Хотя, использовать базовый тральщик как морской – все-таки можно, чем собственно, и займутся наши моряки в ближайшее время.

Кстати, много дополнительных материалов я выкладываю в Телеграмм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить. Спасибо за внимание и до связи!