Российские суда попробуют пробраться в Китай по рекам
Причем речь идет не о реке Амур на Дальнем Востоке. Путь попытаются положить напрямую из Западной Сибири.
Если все сложится, то мы получим:
- Прямой доступ к Западному Китаю (обмен грузами, пассажирами, туристами)
- Возможность связать Китай напрямую с Северным Ледовитым океаном (через Обь), что позволит доставлять ему арктическую нефть, СПГ и т.д.
- Кроме того, Китай может платить за транзит своих грузов в Северную Европу (то есть, частично грузы будут идти по рекам, частично – по Северному Морскому пути)
Идея речного пути в Китай принадлежит властям Омской области. Главной рекой тех мест является Иртыш.
Это одна из самых длинных рек в мире, которая впадает в Обь. Общая протяженность – 4248 км.
Если считать длину Иртыша с Обью ( до впадения в Ледовитый океан), то получится 5410 км, что делают эту водную артерию шестой по длине в мире:
Интересно, что Иртыш протекает по территории трех стран: России, Казахстана и того самого Китая. Причем на территории Китая он называется уже Чёрный Иртыш.
Название "Чёрный" ему было присвоено от цвета земли по берегам (мы их называем "чернозёмы"). У китайцев вообще в названиях рек часто цвета фигурируют (например, их главная река "Хуанхэ" – "Желтая река").
Чтобы запросто находить примерное расположение Иртыша на карте, лично я использую такой метод.
Сначала нужно посмотреть на озёра Средней Азии. Самое большое и узнаваемое – Балхаш ( в виде узкой полоски). Чуть ниже – Иссык-Куль.
А вот чуть правее и выше Балхаша виднеется немного вытянутое озеро. Это Зайсан.
Так вот, Черный Иртыш течет с востока и впадает в это озеро. А дальше из озера вытекает уже просто Иртыш, который через Усть-Каменогорск, Семей и Павлодар течет в Омск и далее на север:
Проблема в том, что на данный момент судоходство по Иртышу, в основном, происходит на отрезке от Усть-Каменогорска и до впадения в Обь (на севере).
Ну, естественно, от места впадения Иртыша в Обь можно пройти дальше вплоть до океана.
А вот с противоположной стороны, за Каменогорском, судоходства как такового нет. Причем до сих пор непонятно, возможно ли оно или нет.
Идея омских речников заключается в том, чтобы этим летом попробовать подняться по Иртышу дальше Усть-Каменогорска, выйти в озеро Зайсан, а далее по Черному Иртышу пробиться до Китая.
В Китае на Черном Иртыше стоит город Бэйтунь, связанный железной дорогой с остальным Китаем.
Также, от Черного Иртыша прорыт канал длинной 300 км и шириной 22 метра до одного из центров нефтегазовой промышленности Китая – город Карамай.
Таким образом, Карамай, находящийся чуть ли не в центре Азии, можно напрямую связать с Омском и даже Арктикой по воде.
Точнее, он уже связан, просто пока не понятно, может ли дойти до него речное судно из Омска. Это и предстоит проверить этим летом :)
Кстати, у нас в Телеграмм-канале набралось уже 8000 подписчиков за неделю. Там я выкладываю чуть больше, чем здесь (здесь политику блокируют). Поэтому приглашаю вас и туда. Заранее спасибо за подписку!