А что если красотка-обольстительница из "Бриллиантовой руки" – это тоже агент КГБ? Несколько доказательств
Вам когда-нибудь приходила такая мысль? А вот мне пришла. Конечно, эта идея остается недоказуемой, но вот какие факты меня на нее натолкнули.
Кадр из к/ф "Бриллиантовая рука" студии "Мосфильм"
Пожалуй, это первая статья на данном канале никак не связанная с географией. Событие действительно уникальное, потому как география преследует нас всюду и граничит практически со всеми областями знаний, от математики до химии.
Ну, а уж в фильме "Бриллиантовая рука" географических тем вообще масса. Однако, я предлагаю отвлечься от всего этого и в честь Нового года порассуждать немного о другом.
Вот у нас есть персонаж – "красотка-обольстительница", через которую контрабандисты собирались добраться до драгоценностей в руке Никулина.
Кадр из к/ф "Бриллиантовая рука" студии "Мосфильм"
С самого детства я смотрел на эту героиню (или, скорее, антигероиню) и думал, что она точно заодно с бандитами. Но вот на этих праздниках, пересмотрев фильм еще раз, я начал думать, что там не всё так просто.
Режиссер Гайдай, конечно, мастер всяческих символов и скрытых подтекстов. Что если он просто очень хорошо замаскировал Анну Сергеевну (обольстительницу) под бандитку, хотя она, на самом деле, агент КГБ? Более того, намеки на это Гайдай разбросал по всему фильму?
Попробую объяснить свой ход мысли
Во-первых Анна Сергеевна появляется в фильме не только в конце, когда Шеф, Лёлик и Геша привлекли ее для операции с обольщением.
Зритель мог этого не заметить, но Анна Сергеевна преследует героев весь фильм и появляется в кадре минимум три раза, причем еще до того, как её полноценно ввели в сюжет.
Первый раз ее увидел Лёлик, когда следил через подзорную трубу за Никулиным (сцена "Детям – мороженное, бабе его - цветы. Смотри не перепутай!"
Кадр из к/ф "Бриллиантовая рука" студии "Мосфильм"
В этот момент Анна Сергеевна в роли незаинтересованной прохожей просто прогуливается мимо на фоне шикарного пейзажа:
Кадр из к/ф "Бриллиантовая рука" студии "Мосфильм"
По реакции Лёлика видно, что девушка ему очень нравится, но он её не знает. Он протирает глаза и Анна Сергеевна исчезает, как будто поняв, что на нее обратили внимание.
Во-второй раз, Анна Сергеевна обнаруживает себя на показе мод, где присутствовали Шеф, Лелик и Геша (сцена "Элегантным движением брюки превращаются... Превращаются брюки...").
Там девушка сидит в стороне и смотрит сначала на Лёлика:
Кадр из к/ф "Бриллиантовая рука" студии "Мосфильм"
А когда Лёлик снова ее замечает, она отворачивается и смотрит уже на подиум:
Кадр из к/ф "Бриллиантовая рука" студии "Мосфильм"
Кроме того, обратите внимание на то, где сидит Анна Сергеевна. Судя по направлению взгляда Лёлика, она сидит где-то поодаль или может даже на другой стороне подиума:
Лёлик заметил Анну Сергеевну. Кадр из к/ф "Бриллиантовая рука" студии "Мосфильм"
Тогда как Шеф сидит непосредственно справа от Лёлика. Вот на этом кадре я постарался поймать момент, где это совершенно точно ясно:
Кадр из к/ф "Бриллиантовая рука" студии "Мосфильм"
Получается, на модном показе Анна Сергеевна еще точно не была в компании бандитов, но она за ними наблюдала. Возможно, именно там ей удалось попасть во внимание Шефа и войти к нему в доверие (это уже мои догадки).
Ну, и в третий раз Анна Сергеевна появляется в ресторане "Плакучая Ива", где Семен Семёныч пел песню про зайцев. Не замечали? Я раньше тоже не замечал :)
А между тем, в ресторане Анна Сергеевна уже точно не простая прохожая, и не простая любопытствующая. Там она впрямую занимается слежкой. Это хорошо показано, когда Никулин взялся за микрофон, а Анна Сергеевна наблюдала за всем этим, спрятавшись за деревом:
Кадр из к/ф "Бриллиантовая рука" студии "Мосфильм"
Кстати, буквально в следующем кадре показано, как точно такой же слежкой занимается мужчина, который совершенно точно из органов (это прямо указывается в сюжете):
Кадр из к/ф "Бриллиантовая рука" студии "Мосфильм"
Таким образом, мы получаем, что Анна Сергеевна преследовала бандитов практически весь фильм. При этом, сами бандиты (Лелик и Геша) ее точно не знали. Это я показал чуть выше, ну и, к тому же, когда Анна Сергеевна пришла на квартиру к бандитам, она им представилась:
– Я от Шефа
То есть, весьма вероятна указанная мной выше версия – обольстительница следила за бандитами, а на показе мод ее заприметил Шеф и решил использовать в своих целях (хотя, агент КГБ "Анна Сергеевна" именно на это и рассчитывала).
Еще пара моментов, которые указывают на "сложность" персонажа Светличной:
1. Слово "Хаза"
Это редкое жаргонное слово используется в фильме дважды. Причем с промежутком всего в 12 минут (видимо, чтобы внимательный зритель не упустил из вид этот намек Гайдая).
"Хаза" – означает "дом", "квартиру","место встречи", "притон".
Первый раз его использует Анна Сергеевна, когда получает инструкции от Бандитов. Там она спрашивает:
– Хаза?
– Отель "Атлантик" – отвечает Геша
И вот уже после этого мы слышим разговор управдома и сотрудника милиции, в котором управдом раздраженно кричит:
– Как У ВАС ТАМ говорят: "Топай до хазы!"
Совпадение ли ли это? Или такой тонкий намек Гайдая? Не знаю.
2. Явная двуличность Анны Сергеевны
Во всех моментах и сценах она производит впечатление культурной, вежливой девушки с хорошей речью. Да, она действительно умеет вести себя как нормальный социализированный человек:
– Вы меня извините... Я слышала, ну случайно... У меня есть то, что вам нужно и как раз с перламутровыми пуговицами. Только он у меня в гостинице. Вам очень нужно?
И только лишь на квартире у бандитов девушка использует откровенно грубую речь, насыщенную жаргоном:
– Ксива... Хаза... Клиент... Салют, мальчик!
Получается, есть два варианта:
- Либо "родным" для Анны Сергеевны является бандитский язык, а на людях она надевает маску порядочной девушки
- Либо она порядочная девушка, а специально для бандитов начала говорить на их языке
Я, почему-то, склоняюсь ко второму варианту, потому что:
- В целом ее внешнему образу соответствует нормальная человеческая речь, а не разговор из подворотни.
- Если человек с легкостью может общаться "нормальным языком", то вычурно опускаться до бандитской лексики у него нет никакой необходимости.
Грубо говоря, я могу сравнить это с умением писать тексты грамотно, без ошибок. Если человек грамотный, то он проявляет эту свою грамотность легко, непринужденно. И только если ему нужно притвориться – он может усилием воли опуститься до безграмотной речи.
А вот в обратную сторону эту не работает – если человек безграмотный и привык писать "как попало", то он не может просто лишь усилием воли взять и превратиться в грамотного человека. Грамотного невозможно изобразить, им можно только быть.
Вот я о чем. Хотя, конечно, могу ошибаться...
Единственный аргумент "против"
Во всем фильме я могу вспомнить только единственный аргумент, который говорит против указанной выше теории:
– Ни Семен Семеныч, ни даже сотрудники милиции не знали, кто такая эта Анна Сергеевна.
Это хорошо понятно из разговора Семена Семеныча и "таксиста" (сцена: "Французские... Шанель номер пять...").
Там таксист (переодетый сотрудник органов) упорно выясняет, кто такая эта Анна Сергеевна, откуда она взялась и как она вообще выглядит:
Но на этот счет у меня есть контраргумент. Ведь переодетый таксист – это сотрудник МИЛИЦИИ. Это понятно по его форме:
Тогда как Анна Сергеевна может быть сотрудником именно КГБ, то есть спецслужбы, которая в иерархии стоит выше милиции и не всегда оповещает последнюю о своих операциях. И уж точно не выдает агентов просто так.
Возможно, КГБ давно вело это дело, прекрасно знало о движениях милиции и бандитов, а Анну Сергеевну привлекло тайно.
Но для чего все это нужно было КГБ?
Ведь если Анна Сергеевна уже знакома с Шефом, значит Шеф вычислен. Так зачем разыгрывать комедию с обольщением, вместо того, чтобы просто взять и всех повязать?
Возможно, это было сделано, чтобы КГБ было что предъявить бандитам. Ведь мало понимать, что Шеф – это бандит. Нужно еще застукать его на чем-то противозаконном. А для этого нужно доказать его связь с бриллиантами.
Возможно, для этого была подослана агент "Анна", чтобы сделать процесс контролируемым и застукать Гешу и Лёлика на месте преступления.
Конечно, все это лишь моя фантазия и что там было в голове у Гайдая мне неизвестно. Но было бы еще смешнее, если бы это оказалось правдой. Эдакий троллинг, намекающий, что:
– Будьте осторожны. У КГБ даже среди прост**ок есть свои люди :)