Крымский мост покажется цветочками. В России готовят проект дороги за 2 триллиона
Напомню, что стоимость строительства Крымского моста – около 250 миллиардов рублей. Причем это цена, можно сказать, сразу за два моста – автомобильный и железнодорожный.
Сумма, конечно, немаленькая, однако есть в России стройки и покрупнее. Например, завод "Ямал СПГ" (на котором производят сжиженный газ) обошелся примерно в 27 миллиардов долларов (2 триллиона рублей).
Но так это – завод. Он приносит прямую выгоду и вложения в него рассматриваются как инвестиции. Другое дело – дорожная инфраструктура. Ее окупаемость – процесс долгий и не всегда очевидный.
Так, например, Крымский мост будет окупаться не одно десятилетие, а может быть напрямую не окупится никогда (что не отменяет необходимость его постройки).
Тем удивительнее, что находятся в России такие инфраструктурные (прежде всего дорожные) проекты, в которые готовы в прямом слове "закапывать" просто астрономические суммы денег.
Об одном из таких проектов заговорили руководители республики Саха (Якутии) и Магаданской области.
Как известно, совсем недавно из Якутска (Нижнего Бестяха) в Магадан была проложена автомобильная трасса "Колыма". Это почти 2000 км асфальтового покрытия по таким местам, где раньше, как говорится, волки выть боялись.
До самого Якутска (Нижнего Бестяха) также проложена автомобильная и железнодорожная ветки, связывающие регион с "Большой землей", т.е. с основной частью России.
То есть, получается, что железная дорога построена только до Якутска, а дальше можно добраться лишь на автомобиле.
Это значительно сокращает возможности освоения данных регионов, в которых спрятаны просто невероятные запасы золота, алмазов, угля и прочих ресурсов.
Такая железная дорога позволила бы развивать и порт Магадан и, например, ту же рыбную промышленность Охотского моря.
Более того, данная железная дорога может стать частью более глобального маршрута на Камчатку и Чукотку, с перспективой выхода на Североамериканский континент.
Черная линия – уже имеющаяся железная и автодорога. Красная – планируемая железная дорога на Магадан. Пунктирная – перспективные проекты середины и конца 21 в
Конечно, о продолжении дороги дальше Магадана говорить пока рано. Но вот ДО Магадана – уже пора. По крайней мере так считают местные власти.
На данный момент идет проработка проекта. Предлагается два основных варианта:
1. Построить железную дорогу параллельно автомобильной трассе "Колыма"
Этот путь несколько длиннее, но реализовать его проще, т.к. по "Колыме" можно будет подвозить технику и стройматериалы.
2. Часть пути "срезать" с целью сокращения маршрута и выхода на золотоносные районы
Такой маршрут реализовать будет сложнее, но зато в будущем грузы будут доставляться по нему быстрее, а за счет наращивания добычи золота "перерасход" денег на строительство можно будет компенсировать.
Глава Магаданской области озвучил ориентировочную стоимость проекта – 2 триллионы рублей. То есть это как 8 Крымских мостов или один завод "Ямал СПГ".
Деньги, конечно, немалые, но развивать инфраструктуру надо. Если бы когда-то в тот же Транссиб и БАМ не были вложены десятки триллионов, сейчас мы были имели слаборазвитую Сибирь и Дальний Восток. А может, и не имели бы их вовсе, потому что без тех ресурсов, что они дают, Россия бы ослабла и не смогла сохранять обороноспособность.
Так что, проекту хочется пожелать удачи. Понятное дело, сто смета еще вырастет. Понятно, что часть денег растащат, распилят. Но десятки тысяч людей все равно получат рабочие места, а страна в целом – возможности для развития.