December 18, 2021

В России создали первый офшорный вертолёт. Зачем он нужен и откуда такое странное название

Услышав название "офшорный вертолет" можно подумать, что это какая-то винтокрылая машина, созданная для срочной перевозки денег в офшорные зоны :)

Нет, ну а что. Некоторым нашим бизнесменам и чиновникам такая штука очень бы зашла. Да они бы в очередь за ней выстроились.

Конечно, это сарказм и офшорный вертолет не имеет отношения к Кипру, Гибралтару и Каймановым островам. Хотя, у и "офшорного вертолета", и у "офшорной зоны" общий механизм происхождения названия.

"Off Shore" – эта фраза переводится с английского, как "вне берега", "в отдалении от берегов".

Её применение вполне логично для офшорных зон, которые находятся вдали от берегов как физически (чаще всего это острова), так и юридически (как бы "вне стандартного правового поля", с собственной системой налогообложения и т.д.).

Для вертолета же название "офшорный" означает, что он создан специально для работы над морем, вдали от суши. Например:

  • для поиска и спасения людей после кораблекрушений
  • для разведки новых месторождений нефти и газа
  • для быстрой доставки грузов на корабли и морские буровые платформы
  • для ликвидации последствий цунами и т.д.

Казалось бы, с этим мог бы справиться любой вертолет, однако к машинам подобного типа применяются особые требования.

Например, им не обязательно уметь подниматься на высоту 8 километров или ставить рекорды скорости. Но зато важнейшими свойствами офшорного вертолета являются:

  • Высочайшая надежность. Т.к. он улетает далеко от берега, в случае поломки сесть в море ему будет просто негде. Поэтому любые технические неисправности должны быть максимально исключены
  • Способность работать при любых погодных условиях. Шторм, молнии, туман, ливень и снегопад – ничто не должно останавливать офшорный вертолет от вылета, т.к. от моря погоды ждать можно долго, а большая часть работы такого аппарата (например, спасение людей при катаклизмах) происходит как раз в очень неблагоприятных условиях
  • Большая автономность. В море заправок нет, поэтому такой вертолет должен уметь преодолевать огромные расстояния "на одном баке"
  • Вместительность и грузоподъемность. Такой вертолет должен уметь переносить достаточное количество груза и пассажиров (особенно в спасательных операциях)

Конечно, в России и раньше для выполнения офшорных заданий применялись различные вертолеты. Например, Ми-8Т:

Вертолет Ми-8Т. Автор фото: Игорь Двуреков, взято на сайте russianplanes.net

Вертолет Ми-8Т. Автор фото: Игорь Двуреков, взято на сайте russianplanes.net

Однако, все эти вертолеты изначально не были "заточены" специально для работы над морем. Они более универсальны, а за счет этого – менее приспособлены к офшорным работам. Тот же Ми-8Т способен преодолевать всего 500 километров на одной заправке.

В этой связи, пришла довольно интересная и даже радостная новость – в России создали первый целиком и полностью офшорный вертолет, отвечающий всем мировым стандартам для машин такого класса.

Ми-171А3

Это одна из модификаций вертолета Ми-171, который, в свою очередь, является потомком того самого Ми-8 – машины настолько удачной, что ей принадлежит мировой рекорд по количеству произведенных единиц (свыше 12 000 вертолетов).

Конечно, между первым Ми-8 и Ми-171А3 лежит такая же пропасть, как, например, между первым и последним Ленд Круизером.

Тойота Ленд Круизер 1958 года

Тойота Ленд Круизер 1958 года

Конечно, сравнение неточное и слишком образное, но оно призвано подчеркнуть, что новейший Ми-171А3 – это один из самых совершенных гражданских вертолетов современности.

Он способен работать при любых погодных условиях от –50 до +50 градусов. Любой климат – арктика, тропики, экватор. Ливень или снегопад, ветер или сильные волнение моря – ему, в общем-то, без разницы.

Дальность полета – 1000 километров (т.е. вдвое выше чем у стандартного Ми-8). Например, он может долететь от Мурманска до Шпицбергена.

Количество пассажиров – до 24. Максимальная взлетная масса – 13 тонн, из которых до 5 тонн – полезная нагрузка (то есть вертолет способен поднять груз массой около 60% от собственного веса).

Ещё одна важная особенность – вертолету не требуется поддержка с земли (например, радиолокационная). Он способен действовать 100% автономно без связи с внешним миром.

Вертолет создавался не только для внутренного использования (в МЧС, нефтяной отрасли, освоении Арктики), но и для выхода на международный рынок. Там царят свои правила и "офшорная" ниша занята крупными производителями вертолетов, такими как Eurocopter (франко-немецкая компания) или AgustaWestland (англо-итальянская).

Наш Ми-171А3 создавался как прямой конкурент западных аналогов. Так что хочется пожелать этой машине больших успехов в освоении мирового рынка. Думаю, многие дружественные нам страны (Индия или Египет, например) вполне могут обзавестись десятком-другим таких аппаратов.