March 3, 2023

Почему Россия не может обрубить экспорт в Европу и просто продавать всё в Китай и Азию

ЭкономикаБольше по теме

Существует мнение, что Россия должна резко прекратить продавать свои ресурсы (нефть, газ, зерно, удобрения, уран и т.д.) в Европу и США, отправляя все это в Китай и другие страны Азии.

Вот, допустим, зерновая сделка. Мы согласились на нее, потому что она позволяет продавать наши удобрения и зерно через порты Черного моря.

Эти товары, кстати, идут не только в Европу, но и по всему миру – в Африку, на Ближний Восток, в Индию и т.д.

Сделка направлена на то, чтобы Турция не препятствовала проходу наших торговых судов через их проливы, ведь Черное море до сих пор не является истинно "нашим" морем. Мы в нем заперты турками точно так же, как и 200, и 300 лет назад.

Но почему бы просто не взять, и не продавать то же самое зерно через порт Владивостока? Там же все открыто, преград нет. Погрузил и отвез. Там до многих стран даже ближе получится.

Ответ на этот очевидный вопрос лежит в не очень очевидной для широкой публике логистике.

Обычный человек не видит проблем, если ему нужно, скажем, доставить посылку из Москвы во Владивосток. Просто пошел на почту или в транспортную компанию и отправил. И самому не проблема переместиться – купил билет на поезд или самолет и переместился. Были бы деньги.

К сожалению, эта схема "заплатил и получил результат" не работает, если речь идет о пересылке на одной посылки, а, допустим, миллиона тонн зерна или удобрений.

Как их физически переместить с юга России (где производится большая часть зерна) на Дальний Восток?

Если везти фурами – это крайне дорого. Очень дорого. Да и где так быстро взять десятки и сотни тысяч дополнительных грузовиков? И какие будут пробки на дорогах? И как сильно будут убиваться эти дороги, и сколько понадобится ремонта?

Отправлять поездами? Но дорога на Дальний Восток и сейчас крайне перегружена. Она перевозит свыше 100% от запланированной пропускной способности.

Прямо сейчас Китай готов покупать в 7 раз больше нашего угля, чем мы ему продаем. Но мы не можем этот уголь продать, просто потому что не можем такой объем вывезти – нет соответствующей инфраструктуры.

Там уже сейчас вынуждены замедлять движение составов, останавливать электрички, чтобы пропускать друг друга. По факту речь идет о глобальной непрекращающейся ж/д пробке.

Дошло даже до того, что всерьез рассматривается вот такая цепочка поставок:

То есть предлагается довозить уголь до реки Лены, потом сплавлять баржами до Ледовитого океана, потом по Северному морскому пути переправлять в Китай.

Представляете какой это крюк и какие сложности? И это при том, что граница с Китаем вот она – рядышком. Но туда тупо нет достаточного количества дорог:

Да, правительство активно пытается развивать ж/д сеть в тех краях. Так называемый "Восточный Полигон":

Но до завершения и реальных результатов там еще очень далеко. А ведь товары нужно везти прямо сейчас.

И вот теперь представьте, что в таких условиях России в перегруженную ж/д сеть нужно каким-то образом влить еще десятки миллионов тонн зерна, удобрений, нефти и т.д.

Это просто физически невозможно на данном этапе. Мы слишком долго были ориентированы на Запад, чтобы вот так резко, по щелчку пальцев переключиться на Восток.

Да, лет через 10-15, думаю, ситуация заметно улучшится. Но вот прямо сейчас мы обязаны сохранять дееспособность порта Новороссийска (и других портов Черного и Азовского морей) и всеми способами лавировать, чтобы иметь возможность продавать товары через западную часть страны.

Ведь продажа товаров – это не просто деньги в казну. Это еще и работа для миллионов людей. Например, сколько аграриев просто разорится если завтра окажется, что 10-20 миллионов тонн зерна Россия просто не может продать и все они гниет на элеваторах и даже в полях?

Разорятся аграрии – по цепочке посыпется еще куча отраслей. Всё это должно предусмотреть Правительство (и оно предусматривает), прежде чем рубить с плеча и закрывать порты Черного моря.