November 23, 2021

Предложена новая версия, зачем Россия собирается строить гигантскую электростанцию на Камчатке, хотя там почти никто не живет

НаукаБольше по теме

О самой мощной в мире электростанции, которую планируют построить на Камчатке, сказано уже не мало. Когда-то это было что-то вроде "розовой мечты", но в последнее время уже проходят новости о конкретной проработке проекта.

Речь идет о той самой Пенжинской ПЭС. Буква "П" в аббревиатуре электростанции означает "Приливная". Она будет использовать энергию морских приливов в Пенжинской губе Охотского моря. Вот тут:

Место стройки выбрано не случайно – в губе наблюдаются самые мощные приливы на планете. Теоретически, из них можно извлекать электрическую мощность до 100 Гигаватт.

Для сравнения, это в 100 раз больше, чем вырабатывал взорвавшийся блок Чернобыльской АЭС и в 15 раз больше, чем вырабатывает самая мощная ГЭС России – Саяно-Шушенская.

В общем, энергии можно получать просто гигантское количество. Но есть одно "НО":

Куда эту энергию потом девать?

На берегах самой Пенжинской губы населения почти нет. Ближайшие города – Магадан и Петропавловск-Камчатский такое количество энергии переработать просто не в состоянии.

Для сравнения, огромная Москва с ее почти 13 миллионами населения, промышленностью, метро и звездами на Кремле использует нагрузку не более 9 Гигаватт. То есть Пенжинская ПЭС могла бы содержать 11 таких городов, как Москва!

Естественно, даже на всем Дальнем Востоке России такого потребителя электроэнергии просто не найдется.

Соответственно, раньше предлагалось 2 основных варианта использовать это электричество:

1. Кинуть провода до Японии, Кореи и Китая

чтобы продавать энергию для их промышленности. Однако, ЛЭП пришлось бы строить длиной до 5000 км, а это:

  • а) Очень дорого
  • б) Приведёт к потерям существенной части энергии

Кроме того, вряд ли в этих странах найдется спрос на столь гигантские мощности, у них ведь там и свои электростанции имеются.

2. Построить на Камчатке какое-то очень энергоемкое производство

Например, завод по производству водорода из морской воды. В обычных условиях этот водород получился бы невероятно дорогим и не окупился бы, но т.к. Приливная станция дает весьма дешевое электричество, был бы шанс выйти в плюс.

Созданный водород можно было бы сжижать и развозить по всему миру специальными танкерами.

Более интересен, конечно же, второй вариант. Т.к. он позволил бы не просто зарабатывать, а еще и выводить человечество на совершенно новый уровень (т.н. "Водородная цивилизация").

Обращаю внимание, я не утверждаю, что водородная энергетика – это прям наше будущее. Но ведь очевидно, что стремление идет именно к ней

Впрочем, на днях я услышал и вовсе какой-то фантастический вариант. Считаю, что о нем обязательно стоит рассказать:

"Глобальная морская розетка"

Начать стоит с недавней новости о выходе в море первого в мире электрического контейнеровоза Yara Birkeland.

Это судно будет способно перевозить до 40 000 контейнеров в год, что очень укладывается в модную нынче "зеленую повестку".

Да, производство и утилизация аккумуляторов для такого судна тоже будет создавать серьезную токсическую нагрузку на окружающую среду, но, напомню, что проблемой экологии номер один объявлены парниковые газы.

Поэтому, хотя корабельная батарейка и загрязняет планету ядами, но зато сам корабль не будет "коптить небо", а это сейчас уже воспринимается как "выбор меньшей из зол".

Однозначно можно сказать, что электрические суда будут развиваться, точно так же, как электрические автомобили, самокаты, грузовики и даже самолеты.

И вот как раз в рамках этого глобального тренда по электрификации морского транспорта и может выступать наша Пенжинская ПЭС с ее дешевыми 100 Гвт электроэнергии.

Схема проста: корабль, проходя мимо Камчатки, будет "заправлять" свои аккумуляторы и двигаться дальше. Мощности станции хватит на тысячи грузовых кораблей, а стоимость энергии, возможно, будет самой дешевой в мире, что сделает Камчатку весьма привлекательной "глобальной розеткой".

Да, повторюсь, с электрическими кораблями есть пока еще очень большие проблемы:

  • Аккумуляторы токсичны
  • Аккумуляторы очень дороги
  • Дальность хода электрических кораблей пока еще запредельно мала – не более 80-120 километров, что никак не позволит пересечь океан.

Да, эти проблемы могут быть решены в будущем за счет перехода на другие технологии. Но даже и в этом случае нужно ответить на другой вопрос:

А кому будет охото "тащиться" на Камчатку просто ради подзарядки батареек?

Действительно, если смотреть на карту, то кажется, что Камчатка находится в стороне от крупных рынков и морских путей, соответственно заходить на Камчатку – это значит делать большой крюк.

На самом деле, тут многих из нас ждет небольшое открытие – Камчатка на самом деле находится не на отшибе, а вблизи мощнейшего торгового пути.

Достаточно посмотреть на глобус, чтобы понять, что из-за кривизны Земли кратчайший путь из Кореи, Японии и Китая в США лежит именно мимо Камчатки.

В этом, кстати, легко убедиться, если посмотреть на онлайн-карту движения судов. Описанный выше торговый путь виден даже невооруженным глазом.

Цепочка кораблей из Китая в США

Цепочка кораблей из Китая в США

Таким образом, получается очень интересная схема:

Электрические корабли Китая при доставки грузов в США (а речь идет о товарах на сотни миллиардов долларов в год) могут заходить на нашу Камчатку, заряжать батареи и двигаться дальше.

Интересно, правда? Пенжинская ПЭС может заменить десятки нефтеперерабатывающих завод, производящих мазут и солярку для двигателей современных кораблей.

Если человечеству удастся создать еще и более экологически безопасные аккумуляторы, и электрокорабли с большим запасом хода, то схема получается и прекрасной. Тем более, что ее можно и комбинировать с указанным выше заводом по производству водорода...

Если вам понравилась статья, буду рад лайку, ведь активность читателей помогает двигаться каналу вперед. Спасибо за ваше драгоценное внимание и до связи!