Предложена новая версия, зачем Россия собирается строить гигантскую электростанцию на Камчатке, хотя там почти никто не живет
О самой мощной в мире электростанции, которую планируют построить на Камчатке, сказано уже не мало. Когда-то это было что-то вроде "розовой мечты", но в последнее время уже проходят новости о конкретной проработке проекта.
Речь идет о той самой Пенжинской ПЭС. Буква "П" в аббревиатуре электростанции означает "Приливная". Она будет использовать энергию морских приливов в Пенжинской губе Охотского моря. Вот тут:
Место стройки выбрано не случайно – в губе наблюдаются самые мощные приливы на планете. Теоретически, из них можно извлекать электрическую мощность до 100 Гигаватт.
Для сравнения, это в 100 раз больше, чем вырабатывал взорвавшийся блок Чернобыльской АЭС и в 15 раз больше, чем вырабатывает самая мощная ГЭС России – Саяно-Шушенская.
В общем, энергии можно получать просто гигантское количество. Но есть одно "НО":
Куда эту энергию потом девать?
На берегах самой Пенжинской губы населения почти нет. Ближайшие города – Магадан и Петропавловск-Камчатский такое количество энергии переработать просто не в состоянии.
Для сравнения, огромная Москва с ее почти 13 миллионами населения, промышленностью, метро и звездами на Кремле использует нагрузку не более 9 Гигаватт. То есть Пенжинская ПЭС могла бы содержать 11 таких городов, как Москва!
Естественно, даже на всем Дальнем Востоке России такого потребителя электроэнергии просто не найдется.
Соответственно, раньше предлагалось 2 основных варианта использовать это электричество:
1. Кинуть провода до Японии, Кореи и Китая
чтобы продавать энергию для их промышленности. Однако, ЛЭП пришлось бы строить длиной до 5000 км, а это:
Кроме того, вряд ли в этих странах найдется спрос на столь гигантские мощности, у них ведь там и свои электростанции имеются.
2. Построить на Камчатке какое-то очень энергоемкое производство
Например, завод по производству водорода из морской воды. В обычных условиях этот водород получился бы невероятно дорогим и не окупился бы, но т.к. Приливная станция дает весьма дешевое электричество, был бы шанс выйти в плюс.
Созданный водород можно было бы сжижать и развозить по всему миру специальными танкерами.
Более интересен, конечно же, второй вариант. Т.к. он позволил бы не просто зарабатывать, а еще и выводить человечество на совершенно новый уровень (т.н. "Водородная цивилизация").
Обращаю внимание, я не утверждаю, что водородная энергетика – это прям наше будущее. Но ведь очевидно, что стремление идет именно к ней
Впрочем, на днях я услышал и вовсе какой-то фантастический вариант. Считаю, что о нем обязательно стоит рассказать:
"Глобальная морская розетка"
Начать стоит с недавней новости о выходе в море первого в мире электрического контейнеровоза Yara Birkeland.
Это судно будет способно перевозить до 40 000 контейнеров в год, что очень укладывается в модную нынче "зеленую повестку".
Да, производство и утилизация аккумуляторов для такого судна тоже будет создавать серьезную токсическую нагрузку на окружающую среду, но, напомню, что проблемой экологии номер один объявлены парниковые газы.
Поэтому, хотя корабельная батарейка и загрязняет планету ядами, но зато сам корабль не будет "коптить небо", а это сейчас уже воспринимается как "выбор меньшей из зол".
Однозначно можно сказать, что электрические суда будут развиваться, точно так же, как электрические автомобили, самокаты, грузовики и даже самолеты.
И вот как раз в рамках этого глобального тренда по электрификации морского транспорта и может выступать наша Пенжинская ПЭС с ее дешевыми 100 Гвт электроэнергии.
Схема проста: корабль, проходя мимо Камчатки, будет "заправлять" свои аккумуляторы и двигаться дальше. Мощности станции хватит на тысячи грузовых кораблей, а стоимость энергии, возможно, будет самой дешевой в мире, что сделает Камчатку весьма привлекательной "глобальной розеткой".
Да, повторюсь, с электрическими кораблями есть пока еще очень большие проблемы:
- Аккумуляторы токсичны
- Аккумуляторы очень дороги
- Дальность хода электрических кораблей пока еще запредельно мала – не более 80-120 километров, что никак не позволит пересечь океан.
Да, эти проблемы могут быть решены в будущем за счет перехода на другие технологии. Но даже и в этом случае нужно ответить на другой вопрос:
А кому будет охото "тащиться" на Камчатку просто ради подзарядки батареек?
Действительно, если смотреть на карту, то кажется, что Камчатка находится в стороне от крупных рынков и морских путей, соответственно заходить на Камчатку – это значит делать большой крюк.
На самом деле, тут многих из нас ждет небольшое открытие – Камчатка на самом деле находится не на отшибе, а вблизи мощнейшего торгового пути.
Достаточно посмотреть на глобус, чтобы понять, что из-за кривизны Земли кратчайший путь из Кореи, Японии и Китая в США лежит именно мимо Камчатки.
В этом, кстати, легко убедиться, если посмотреть на онлайн-карту движения судов. Описанный выше торговый путь виден даже невооруженным глазом.
Цепочка кораблей из Китая в США
Таким образом, получается очень интересная схема:
Электрические корабли Китая при доставки грузов в США (а речь идет о товарах на сотни миллиардов долларов в год) могут заходить на нашу Камчатку, заряжать батареи и двигаться дальше.
Интересно, правда? Пенжинская ПЭС может заменить десятки нефтеперерабатывающих завод, производящих мазут и солярку для двигателей современных кораблей.
Если человечеству удастся создать еще и более экологически безопасные аккумуляторы, и электрокорабли с большим запасом хода, то схема получается и прекрасной. Тем более, что ее можно и комбинировать с указанным выше заводом по производству водорода...
Если вам понравилась статья, буду рад лайку, ведь активность читателей помогает двигаться каналу вперед. Спасибо за ваше драгоценное внимание и до связи!