В России собираются строить первую 100% частную автодорогу длиной свыше 2000 км
Главная "фишка" новой трассы: она будет сразу проектироваться под беспилотные грузовики длиной 50 метров (длиннее обычной фуры в 2 раза).
50-метровые фуры уже давно ездят по Австралии. Но, правда, с водителем
Соответственно, трасса должна будет иметь более плавные повороты, более широкие стоянки и т.д. Так же, она должны быть оснащена всем, что необходимо искусственному интеллекту для управления автомобилем без водителя.
Подробности проекта
Да, в нашей стране уже давно имеются платные дороги. Но платная дорога – не синоним частной.
Взять, например, трассу М4 "Дон" (Москва-Новороссийск). Да, некоторые ее участки являются платными. И тем не менее, дорога построена за государственный счет, а управляется и обслуживается она государственной компанией "Автодор".
Именно "Автодор" собирает деньги за проезд и т.к. это не частная компания, то можно сказать, что деньги собирает государство. То же самое касается и всех прочих платных дорог России.
В противоположность им, частная дорога – это примерно то же самое, что частный ресторан, парк аттракционов или парикмахерская. То есть, (условно) находится какой-то богатый человек, выкупает участки земли, строит на них дорогу за свой счет, а потом приглашает всех желающих "прокатиться" за деньги.
Собранные средства идут на ремонт и обслуживание дороги (освещение, например), а излишки поступают напрямик в карман частного собственника. Ну, или собственников.
Подобная практика довольно популярна на Западе, а у нас первую частную дорогу только собираются строить. Называться она будет:
"Меридиан"
Это абсолютно новая трасса длинной 2000 км, которая протянется от границы с Белоруссией до границы с Казахстаном.
Хотя, описывать "Меридиан" стоит шире – он является частью большого трансевразийского маршрута "Шанхай-Гамбург" (то есть, Китай-Германия).
Не совсем понятно, правда, почему "Меридиан" назвали "Меридианом", если реальные меридианы тянутся по карте в "вертикальном" направлении, а тут скорее речь идет о "Параллели". Ну, да ладно, может авторам просто слово понравилось.
Тут больше хотелось бы сказать о другом. Ведь ранее мы уже говорили про еще одну трассу в России (М12), которая точно так же призвана связать Китай с Европой, но проходит несколько севернее.
Возникает вопрос – зачем России сразу две дороги из Китая в Германию? Они же будут конкурировать?
На самом деле, конкуренции там особой не возникнет. Т.к. государственная М12 через Монголию войдет в Китай с севера, а частный "Меридиан" – через Казахстан уйдет в западный Китай.
Кроме того, М12 больше рассчитана на вход е Европу со стороны Петербурга и Скандинавии, а "Меридиан" – со стороны Белоруссии на Польшу.
Соответственно, какие-то товары будет удобнее отправлять по М12, какие-то – по "Меридиану". К тому же, поток товаров там настолько огромен, что даже если бы дороги шли вообще параллельно, то им все равно хватало бы трафика.
В общем, тут как раз тот самый случай, когда чем больше дорог, тем лучше. Нам нужно еще 10, 30, 100 крупных дорог через Россию. Пусть даже какие-то будут платные, частные или какие угодно. Наша дорожная сеть сильно отстает от сети США, Европы и Китая и развивать ее нужно самыми ускоренными темпами.
Просто посмотрите, как на одном и том же масштабе карты выглядит наша сеть:
Наши дороги от Н.Новгорода до Тюмени
Примерно такой же участок местности в Китае
Да, понятное дело, что в Китае и плотность населения выше в десятки раз, но все же. Чем больше инфраструктуры, тем лучше работает экономика.
Частные дороги тут даже можно назвать некоторым выходом из ситуации, т.к.:
- С одной стороны, государство ничем не рискует, т.к. капитал частный
- С другой стороны и граждан никто не заставляет ехать по частной дороге. Но если они все-таки едут, значит А) Дорога востребована и лучше уж такая, чем никакой Б) Стоимость проезда соответствует той пользе, которую получает человек (иначе, зачем там вообще ехать?)
- Рискует больше всех именно частник. Т.к. есть вероятность вложить 800 миллиардов, но так и не окупить затрат. Соответственно, частнику нужно очень постараться и сделать прям классный продукт, чтобы им активно пользовались.
Да, я знаю, что меня могут упрекнуть: "Ты что, хочешь чтобы у нас все дороги стали платными?". Но на этот случай у меня есть предыдущая статья, где я как раз объясняю, почему такой вариант абсолютно недопустим.
Но допустимым я считаю средний вариант. Когда и государство активно вкладывается в дорожную сеть, и частники по мере возможности проявляют инициативу. Пусть даже и на самых прибыльных направлениях (а частная дорога из Китая в Германию явно прибыльнее, чем какая-нибудь районная дорога в Пермском крае).
Что из всего этого получится – посмотрим. На данный момент происходит выкуп земель под будущий "Меридиан". Стоимость 1 км пути оценивают в 400 млн руб (800 миллиардов за 2000 км).
Закончить дорогу планируется до 2024 года. Хотя, скорее всего, уже не успеют...