Учёные из США предложили сделать платными все дороги. Насколько это реально в России?
Знаете ли вы, что существует целая экономическая теория, согласно которой, все дороги в стране должны быть частными? Ну, то есть вообще все – даже самые мелкие. И за проезд по ним нужно платить?
Авторы теории (ее создали экономисты из США) считают, что, например, пробки на дорогах – это примерно то же самое, что очередь за колбасой во времена СССР. То есть, результат отсутствия рыночного механизма.
Когда спрос на товар большой, а предложение маленькое – возникает дефицит. Из-за этого дефицита люди либо стоят в очереди за колбасой (не хватает колбасы), либо парятся в пробках (не хватает дорог).
Вот так все просто в головах некоторых ученых. Они считают, что нужно просто передать все дороги в частные руки и брать деньги за проезд. Причем, владельцы дорог должны иметь возможность конкурировать (как конкурируют производители джинсов и жвачки).
Представляете ситуацию? Вот вам нужно поехать на дачу. И вы можете выбрать – поехать по дороге Сидорова за 100 руб, или по дороге Петрова за 20 руб.
У Сидорова дороже, конечно, но и покрытие – качественный асфальт. А вот Петров на свою дорогу забил, оставил простую грунтовку, но зато и по цене не наглеет...
По Петровской или по Сидоровской?
Вы выбираете того или иного владельца дороги, стимулируя конкуренцию. В результате – дороги и становятся все лучше и все дешевле. Вот прям как колбаса в магазине.
Хотя... С колбасой это почему-то не работает. С годами она становится все ужаснее и дороже. Но вот с дорогами точно должно получиться! Американские экономисты ведь врать не будут.
Проблема
Ладно, это, конечно, небольшой сарказм. На самом деле, создатели теории "Частных дорог" не учитывают главного – физической ограниченности пространства. Иными словами, у нас просто нет столько места, чтобы в одну и ту же точку вели сразу 5-6 дорог от разных "производителей".
Причем это касается даже России, что уж там говорить про куда более густонаселенные страны?
Порой и для одной-то дороги места не хватает... Особенно в городах. Это все приводит к тому, что большинство дорог являются "монопольными", если так можно выразиться.
Чисто физически невозможно создать для них конкурента. А это значит, то если такую монополию отдать в частные руки, то монополист сможет взвинтить цену, а всем недовольным сказать:
– Ну, походите по рынку... Может найдете подешевле.
Конечно, такого монополиста можно прижать всякими законами, регламентами, Антимонопольной службой (ФАС), но знаете... Для чего козе такой баян?
Гораздо проще оставить дороги в государственной и муниципальной собственности, то есть сделать их, фактически, общественными. Что и происходит в 99,9% случаев.
Причем, обратите внимание, государственная дорога – не значит бесплатная. Государство все равно берет деньги за содержание дороги с народа – из налогов, акцизов на бензин, платы за проезд (на платных участках) и т.д.
Да, частные дороги все-таки существуют на планете. Но это дороги междугородние, то есть проложенные в тех местах, где ландшафт и габариты пространства позволяют провести частную дорогу параллельно общественной.
И вот уже там частник может конкурировать – брать с людей деньги за проезд, но и делать дорогу намного качественней. Водитель уже сам выбирает – либо он трясется по кочкам бесплатно (а потом платит за ремонт подвески, новые шины, перерасход топлива и масла), либо сразу платит за дорогу, зато едет быстро, безопасно и без вреда для автомобиля.
В идеале, конечно, иметь такую дорогу, которая была бы и общественной, и качественной. К такому состоянию Европа, Япония, США и некоторые другие страны пришли давно, но и мы потихонечку к этому движемся.
Скажем, федеральные трассы (а я езжу по ним очень много в самых разных направлениях) в последнее десятилетие улучшились прям на порядок. Кроме того, строятся совершенно новые дороги (вроде М12 от Москвы до Казани, Екатеринбурга и далее в Монголию).
Россия сейчас находится на таком этапе развития дорожной сети, что и у нас начинают строить полностью частные автодороги. Но это как раз загородные трассы, проложенные на открытом пространстве.
О первой из таких дорог, которую планируется построить длиной 2000 км, я расскажу в следующих статьях. Ну, а на этом все. Спасибо за ваше внимание и до связи!