July 13, 2021

Путин поддержал проект абсолютно новой 1000-километровой дороги к Тихому океану

Обратите внимание, "новая" она не потому, что ее построят взамен старой. В тех краях дорог отродясь не было, так что этот проект дает старт освоению целого региона площадью с две Швейцарии.

Регион Дальнего Востока, о котором идет речь

Регион Дальнего Востока, о котором идет речь

Прочитал стенограмму недавнего совещания В. Путина с Правительством и руководством РЖД. Узнал много интересного, о чем и спешу рассказать.

Начать стоит с того, что в странах Восточной и Юго-Восточной Азии (Китае, Японии, Вьетнаме, Корее и т.д.) в ближайшие 20 лет планируется построить в общей сложности 1000 новых угольных электростанций.

Потребление угля этими странами, как ожидается, вырастет на 400 миллионов тонн, в дополнение к тому гигантскому количеству, которое они уже потребляют.

Естественно, Россия может на этом хорошо заработать. Угля в России много. И это не только привычные Кузбасс и Воркута. Много угля и на Дальнем Востоке. Например:

  • Нерюнгринское месторождение – 0,3 млрд тонн
  • Сугудинско-Огоджинская угленосная площадь – 0,6 млрд тонн
  • Эльгинское месторождение (крупнейшее в России по запасам коксующеося угля) – 2,2 млрд тонн

Итого – свыше 3 миллиарда тонн угля только с трех месторождений. Да, огромное количество, но одна проблема – как всё это доставить во Вьетнам или Китай?

Конечно, самый дешевый и простой способ – кораблями из портов Приморского края. Только вот для начала уголь в порт нужно как-то доставить. Для этого у нас есть Транссибирская железная дорога и БАМ:

Схематичное расположение БАМа и Транссиба

Схематичное расположение БАМа и Транссиба

Впрочем, уже сейчас эти ж/д линии не справляются с объемами и их развивают. Причем развивают так активно, что в той же стенограмме я прочитал "жалобу" вице-премьера Белоусова на то, что для строительства дорог им не хватает еще 9 тысяч строителей (к уже имеющимся 11 тысячам).

Для набора рабочей силы пришлось даже проводить специальные переговоры с руководством Белоруссии, Киргизии и Узбекистана. Видимо, в самой России, как обычно – одни менеджеры и бьюти-блогеры. Укладывать шпалы в тайге никто не хочет :)

Ну, так вот. Тот же Белоусов сообщил, что РЖД предлагают дополнительно к БАМу и Транссибу построить еще одну ветку, параллельную, но только лежащую севернее. Примерно от Нерюнгри до морского поселка Чумикан.

Длина этой линии – порядка 1000 км и она будет проходить непосредственно через то самое Эльгинское угольное месторождение (которое крупнейшее) и Нерюнгринское:

Таким образом, ж/д ветка сильно разгрузит БАМ и Транссиб и позволит справиться с объемами поставок.

Трудности проекта заключаются в том, что никаких дорог да вообще какой-то цивилизации в тех краях нет и не было. Так же, как нет соответствующего порта в Чумикане, который мог бы принимать и загружать большие корабли.

Чумикан сейчас – это, по сути, прибрежное село, отрезанное от остальной России. Попасть в него можно только самолетом или по морю. Однако, после проведения ж/д ветки он станет довольно крупным портом на Охотском море.

Вот как Путин прокомментировал предложение РЖД:

– Вам виднее – третью, четвертую [ж/д-ветку]. Я, честно говоря, об этом первый раз слышу. Но если это целесообразно, делайте и это. Просто надо что-то делать, нельзя сидеть там просто так.

В общем, Путин проект одобрил, так что в ближайшее время мы можем узнать его более точные характеристики, маршрут, стоимость и т.д.

Для региона и страны в целом это очень важный проект. Угольные компании, которые добывают дальневосточный уголь, буквально в мае перевели свои активы из офшоров в Россию (в рамках государственной программы по деофшоризации), так что сотни миллиардов рублей в виде налогов останутся в стране.

Также, проект даст рабочие места десятками тысяч людей. Начиная от непосредственно самих работников ж/д дороги и угольных месторождений и заканчивая какими-нибудь сталеварами на Урале, которые выполняют заказы на рельсы, или работников КамАЗа, которые строят грузовики.

Да даже хлебопекарни в Нерюнгри или рыбаки в Чумикане – всем будет лучше, если в регион придут большие деньги, приедут тысячи людей со всего СНГ.

Кроме того, ж/д ветка позволит развивать и другие секторы экономики, не только угольную. Скажем, в Охотском море очень много рыбы, но рыбоперерабатывающие заводы, которые сейчас строят один за одним, нельзя ведь поставить на диком берегу, где нет дорог.

После того, как Чумикан свяжется с "Большой Землей", в этой части Охотского моря можно будет строить рыбные заводы и увозить продукцию в любую точку России.

В общем, тут как и обычно, развитие инфраструктуры тянет за собой развитие всей экономики. Очень надеюсь, что за проект все-таки возьмутся и через годик я уже буду писать о первых результатах строительства :)

Ну, а на этом все. Спасибо за ваше внимание и до связи!