Россия претендует на безлюдную территорию в горах Абхазии. Какие выгоды это может дать
Россию часто обвиняют в том, что она хочет отобрать чьи-то там территории. А между тем, на официальном уровне наша страна имеет всего лишь одну территориальную претензию – к соседней Абхазии.
Да и то, мы с ней спорим не насчет ее райских пляжей или каких-то золотых рудников (которых у нее даже и нет). Предметом спора является довольно странная местность – там нет ни плодородных земель, ни полезных ископаемых, ни даже людей (есть одно село на несколько десятков человек).
Площадь данной территории тоже небольшая – всего 160 км2. Это меньше одной 100-тысячной (!) доли от всей России. Для сравнения, ноготь на мизинце человека занимает бОльшую площадь по отношению ко всему телу.
Спрашивается, зачем нам эта земля?
Там даже строительство затруднено – все покрыто дикими горами. Впрочем... Возможно именно в этих горах и заключается разгадка.
Сам территориальный спор длится уже давно – почти 100 лет. Еще в советские времена на этот кусочек претендовали РСФСР и Грузинская ССР, хотя фактический контроль всего оставался за Грузией (ныне – Абхазией).
После распада СССР о споре на долгое время забыли, но вот 10 лет назад он вспыхнул с новой силой – дипломаты попытались договориться о принадлежности, но у них ничего не получилось.
При этом, абхазскую сторону еще можно понять. Страна у них крохотная (меньше 9000 км2 – это в 5 раз меньше Московской области), для нее каждый километр на счету.
Но мы-то куда? Нам это все зачем?
На этот счет у меня есть две версии. Официально они никак не подтверждены, но мне они кажутся весьма обоснованными.
Причина №1. Внимательно смотрим на год
Итак, новая фаза территориального спора началась 10 лет назад, то есть в 2011 году. А что у нас происходило в те годы, да еще и неподалеку от Абхазии?
Правильно – Сочи готовили к Олимпиаде-2012. В частности, строили горнолыжный курорт Роза Хутор:
Если посмотреть на данный участок местности поближе, то видно, что горнолыжные подъемники подходят совсем близко к территории Абхазии:
Внизу – спорная территория, тонкие синие линии – подъемники
Например, самый южный подъемник приближается к Абхазии всего на 3,5 километра. То есть люди катаются, фактически, в пограничной зоне.
Естественно, такое положение дел несколько тормозит развитие курорта. Если бы к югу от Роза Хутор граница России немного отодвинулась, то это позволило бы:
- Упростить эксплуатацию курорта. Все таки пограничная зона накладывает определенные ограничения и неудобства
- Строить новые подъемники, в том числе и на присоединенной территории. В данном случае, горы – это денежные печатные станки. Из них можно извлекать прибыль примерно так же, как из нефтяной скважины
- Развивать горный туризм, т.к. местность, о которой идет речь – просто фантастически красива (я бывал там пару раз, в т.ч. и со стороны Абхазии). Пожалуй, более первозданной и нетронутой природы не найти на всем Кавказе.
Получается, что у Абхазии эти земли простаивают просто так. В России они привлекли бы сотни тысяч туристов круглогодично (зимой – горнолыжка, летом – походы).
!!! Я не говорю, что всё это хорошо или плохо. Речь лишь о возможных причинах территориальных претензий.
Причина №2. Возможная дорога
Как известно, правительство давно вынашивает идею соединить Сочи прямой дорогой с КавМинВодами (Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки и т.д.).
На данный момент Сочи стоит в тупике и добраться из него по земле куда бы то ни было – непростая задача. Приходится двигаться по серпантину в объезд.
Так люди ездят на данный момент. 560 км минимум за 9-10 часов. Если с пробками – бывает и дольше суток
Объединение КавМинВод и Сочи в единый туристический кластер – это просто супер идея. Утром на пляже лежишь, вечером нарзан пьешь. Красота :)
Прямая дорога может занимать всего 300 километров со временем движения – не больше 4 часов
Имеется несколько проектов подобной дороги. Насколько мне известно, некоторые проекты затрагивают и ту самую абхазскую территорию, по которой идет дискуссия.
По крайней мере со стороны Кисловодска до Лунной Поляны (Архыз) дорога уже построена:
Черные линии – уже готовые дороги
Возможно, вариант продолжения этой дороги через Абхазию – наиболее рационален с точки зрения ландшафта местности:
Пунктир – возможный проект дороги через горы
В таком случае, конечно, гораздо удобнее, чтобы вся дорога лежала на российской стороне и туристам не приходилось проходить таможню.
Вот такие вот у меня размышления по этому поводу. При этом, обращаю внимание – я не призываю отбирать чьи-то земли и изменять границы. Если что-то и должно измениться, то мирным дипломатическим путем на взаимовыгодных условиях.
Здесь я лишь предположил, какие плюсы такое изменение границы может дать. Если вам понравилась статья и вы хотите получать подобные материалы почаще – подписывайтесь на самый большой географический канал в Дзене – "Объясняю на пальцах". Спасибо за внимание и до связи!