July 4, 2021

Что это за корабль "Корвет", который Украина получит от Турции и опасен ли он для России

Президент Зеленский заявил, что Украина обзаведется собственным кораблем класса "Корвет". Правда, было уточнено, что корвет построит Турция. И то не весь, а только корпус. Этот корпус передадут Киеву в 23-м году, а дальше его нужно будет самостоятельно доводить до ума при помощи молотка и напильника.

Конечно, такое заявление многими было воспринято с восторгом, однако мы попробуем разобраться, что же такое корвет, на что он способен и должна ли Россия его опасаться.

Про "корвет"

Соглашусь, слово красивое. Плюс, есть такой автомобиль – "Шевроле Корвет". Не менее красивый, к тому же – мощный, быстрый. Загляденье.

Шевроле Корвет

Шевроле Корвет

Короче говоря, ассоциации с "корветом" – самые что ни на есть положительные. И тем удивительнее узнать, что это слово близко по происхождению к слову "корзина".

Да, было когда-то такое латинское понятие – Corbis. Оно так и переводилось – "корзина". От "Корбиса" произошло название небольшого римского торгового судна – Корбита. Выглядело оно вот так:

Действительно, чем-то похоже на корзину

Действительно, чем-то похоже на корзину

И вот уже уже "Корбит" дал название классу военных кораблей – "Корвет".

Самые первые корветы были, естественно, парусными. Они активно строились в 17-18 веках и представляли из себя небольшие, быстрые и маневренные корабли с относительно легким вооружением.

Корветы были слабее фрегатов, но сильнее бригов. Чаще всего их использовали для охраны других судов и береговой инфраструктуры. В дальних походах они использовались реже.

Вот типичный парусный корвет:

Кстати, первыми слово "корвет" к боевому кораблю применили французы. Британцы, например, примерно такие же корабли называли шлюпами (отсюда и знакомая нам "шлюпка"). Получается, что корвет и шлюп – это близкие понятия.

В современном мире, когда военных парусников уже нет, корветами называют класс кораблей, которые имеют примерно следующие характеристики:

  • Небольшой размер (500-2000 тонн. Для сравнения, эсминец – это до 10 000 тонн, крейсер – 50 000 тонн, авианосец – 100 000 тонн).
  • Высокая скорость (под 30 узлов, т.е. 55 км/ч)
  • Невысокая автономность (т.е. возможность находится в море, без захода в порт. У корветов это, обычно, всего 2-3 недели. Большие корабли способны бороздить моря месяцами).
  • Не очень мощное вооружение
Корвет НАТО

Корвет НАТО

Таким образом, корвет – это что-то вроде большого боевого катера. Он быстрый, маневренный, но довольно слабый с боевой точки зрения. Сила ему, в общем-то, и не к чему. Это же не крейсер, и даже не эсминец.

Задачи корвета попроще – сопровождать торговые суда, гонять пиратов, охранять порты и т.д. Неспроста в России корветы называют иначе – сторожевой корабль.

Причем, сторожевые корабли имеются двух видов:

  • Сторожевой корабль дальней морской зоны (фрегат) – способен выполнять сложные задачи далеко от родных берегов
  • Сторожевой корабль ближней морской зоны (тот самый корвет) – выполняет задачи попроще и поближе

Также, к корветам можно отнести российские ракетные катера, малые противолодочные корабли и т.д.

И все же настоящие корветы в России тоже есть!

Выше перечислены сторожевые и противолодочные корабли, т.к. это классификация, доставшаяся нам еще от СССР.

Однако, в современной России строятся совершенно новые корабли и вот их уже называют именно корветами. Речь идет о проекте 20380. Смотрите, какой красавец:

Новейший российский корвет во Владивостоке

Новейший российский корвет во Владивостоке

Таких корветов в России построено уже 10 штук (первый вошел в строй в 2008 году), плюс 5 штук находятся в стадии строительства. Всего же будет введено в строй 29 корветов проекта 20380.

Вообще, эти корабли настолько мощные и вооруженные, что их правильней было бы отнести уже к фрегатам (следующий по "грозности" класс кораблей). Однако, российские военные называют их именно корветами. Получается, что наши корветы – самые корветистые в мире :)

  • Длина такой игрушки – 90 метров
  • Водоизмещение – 1800 тонн
  • Совокупная мощность двигателей – 21 000 лошадиных сил
  • Дальность плавания – свыше 7000 км (то есть, они могут дойти от Севастополя до Индии, или от Камчатки до Калифорнии).
  • Экипаж – 100 человек

Насчет вооружения – это вообще космос. Один такой корвет способен нести на себе гиперзвуковые "Цирконы" и высокоточные "Калибры", что уже само по себе делает его не очень приятным сюрпризом даже для серьезных кораблей, вроде крейсера.

Кроме того, на корвет устанавливаются современное радиолокационное оборудование и комплексы РЭБ. Есть у него и артиллерия, и торпеды, и пулеметы, и зенитки, и даже собственный палубный вертолет. Короче, один такой корабль может захватить небольшую африканскую страну.

Насчет захвата Украины – не уверен. Одного точно будет мало. Но если в чем-то можно быть уверенным, так это в том, что у турецко-украинского корвета никаких шансов против наших ВМС нет.

Будет он просто торговые суда сопровождать, да за браконьерами гоняться. Других перспектив, судя по всему, не предвидится.