Где находится и что из себя представляет "Северный Широтный Ход", о строительстве которого заговорил Путин
"Пора начинать!" – сказал Путин о строительстве Северного Широтного Хода. Где же будет располагаться эта дорога? Сколько она будет стоить? Кто ее будет финансировать и какие основные сложности ждут строителей? Обо всем это – далее.
Если описывать очень схематично, то северную часть железных дорог нашей страны можно обрисовать так:
То есть, от общей магистрали, тянущейся с запада на восток, имеются два тупиковых ответвления – один ведет в Новый Уренгой, а другой – в Воркуту. На карте все это выглядит так:
Также, имеется изолированный участок Норильской железной дороги. Он никак не соединяется с общими транспортными сетями (попасть туда можно либо самолетом, либо по реке Енисей) и служит для перевозки грузов из порта Дудинка в Норильск:
В рамках глобального развития Русской Арктики возникает острая необходимость "замкнуть" северные тупиковые ветки, дабы получить короткий и простой маршрут по всему северу.
Вот этот маршрут и называют "Северным Широтным Ходом" (СШХ).
"Широтным" – потому что он протянут как бы в широтном, "горизонтальном" направлении.
При этом, "чистым" СШХ считается участок от Воркуты до Нового Уренгоя. Именно о нем говорил Путин в своем недавнем послании.
А вот участок от Нового Уренгоя до Норильска – это уже СШХ-2 и его планируется строить гораздо позже.
Все эти возможные будущие участки в сумме получили неофициальное название "Трансполярная магистраль".
О подобной магистрали задумывался еще Сталин, однако в те времена СШХ не был построен, т.к.:
- Отсутствовали относительно дешевые и доступные технологии для подобного строительства
- Отсутствовала экономическая целесообразность. То есть, грубо говоря, было не совсем понятно – что по этой дороге возить и как она себя будет окупать?
Что будут возить сейчас
Напомню, что даже во времена Сталина Сибирь все еще оставалась неизвестной, неизведанной территорией (например, сибирскую нефть открывали, в основном, в 60-70х годах). В общем-то, таковой она, во многом, остается и по сей день.
Однако, сейчас мы хотя бы знаем, что арктические территории чрезвычайно насыщенны природными ресурсами – нефтью, газом, углем, металлами, алмазами и т.д.
Все это планируется добывать (часть уже добывают) и возить по СШХ. Ожидаемый грузооборот – порядка 25 миллионов тонн в год. Это довольно много, учитывая, например, что совокупный грузооборот Транссибирской магистрали и БАМа составляет чуть больше 100 миллионов тонн.
Так же, по СШХ можно осуществлять и пассажирские перевозки, в том числе в целях развития полярного туризма. По крайней мере, по Норильской железной дороге пассажиров вполне успешно перевозили вплоть до 90-х годов.
Протяженность и основные сложности
СШХ станет одной из самых северных железных дорог мира – наряду с дорогами Аляски и линии на Мурманск.
Маршрут будет пролегать в условиях вечной мерзлоты, часто – на большом расстоянии от какой бы то ни было цивилизации.
Картинку дополняют крайне низкие температуры, полярные ветры, обильные снегопады и множественные половодья – СШХ будет пересекать русла десятков рек и речушек.
Кстати, через все эти реки и речушки нужно будет построить мосты, главный из которых – мост через реку Обь, одну из величайших рек мира. Причем СШХ пересечет ее почти в самом устье.
Ширина Оби в месте будущего моста – более 2 км. Ширина поймы, которую топит каждую весну – еще 5 км. Итого, примерно 7 км разделяют города Селехард и Лабытнанги
Общая протяженность маршрута СШХ-1 – чуть более 700 км. Маршрута СШХ-2 на Дудинку – еще 800.
Итого – 1500 километров в крайне неблагоприятных условиях. Это будет не просто "стройка века", это будет настоящий подвиг строителей.
Стоимость строительства
С этим, как обычно, определиться сложнее всего. Оценок существует великое множество и все они растут год от года.
Если говорить о средних цифрах, то первая очередь СШХ (Воркута-Н.Уренгой) обойдется примерно в 240-260 миллиардов рублей (чуть больше, чем Крымский мост).
Целиком же Трансполярная магистраль будет стоить просто чудовищных денег. Окупаемость подобных инвестиций пока что обсуждается.
В любом случае, строить дорогу планируют на условиях концессии. Это когда проект финансируется не из государственного бюджета, а за счет средств инвесторов. По окончании строительства инвесторы смогут брать плату за пользование дорогой и окупать за счет этой платы свои вложения.
Кроме того, не стоит забывать, что подобная дорога скажется на развитии Арктики в целом. А это – обороноспособность, это Северный Морской Путь, это тот же самый туризм, это государства доходы от продажи ископаемых.
Короче говоря, даже если дорога не окупит себя как отдельный проект, но в целом экономика выиграет. И именно с точки зрения экономики в целом такой проект очень важен и лично меня очень радует, что наконец-то о нем заговорили на самом высшем уровне.
Другие статьи по географии на самые актуальные темы вы найдете на одном из крупнейших географических каналов Дзена "Объясняю на пальцах". Спасибо за внимание и до связи!