April 14, 2021

Какие плюсы получит Россия, если перекинет на Сахалин не мост, а земляную дамбу

Как известно, еще Сталин пытался соединить Сахалин с материком при помощи тоннеля, наподобие тоннеля под Ла-Маншем (между Британией и Францией).

Подобные проекты предлагаются и сейчас. Правда, рассматривается не только тоннель, а три основных варианта:

  • Тоннель
  • Мост
  • Дамба

С небольшим перевесом на данный момент побеждает мост и, вроде как, строить собираются именно его.

Однако, я бы хотел рассказать о третьем варианте – дамбе. Потому как о таком проекте мало кто слышал, однако он способен принести несколько крайне интересных и полезных эффектов.

Плюс дамбы №1. Цена

Начнем с того, что дамба в целом – это гораздо дешевле.

Ведь что такое мост? Это сложнейшая инженерная конструкция. Тысячи тонн металла, правильно обработанного и собранного. Опоры, уходящие глубоко в грунт; точно просчитанные углы, размеры, нагрузки и т.д.

А теперь сравните это с дамбой, которая, по сути, является простым нагромождением горных пород и грунта.

Думаю, если обычного человека, не инженера, попросят построить мост через небольшую речушку – он вряд ли справится. А вот перегородить реку камнями и песком может каждый, у кого есть тачанка или грузовик. Ну, это я образно говорю, конечно.

Простота изготовления дамбы объясняется еще и тем, что материал для нее можно намывать со дна того же самого моря, в котором она строится:

Заодно и дно углубляется

Заодно и дно углубляется

В то время как для моста нужно все изготавливать и привозить издалека (как правило).

Именно благодаря такой простоте, дамба на Сахалин оценивается примерно в 90 миллиардов рублей. Что в 2,5 раза дешевле Крымского моста.

А вот мост на Сахалин оценивают в 540 миллиардов, что в 6 раз дороже дамбы и в 2,4 раза дороже Крымского моста! Это при том, что Крымский мост имеет длину почти 20 км, а Сахалинский – всего 7.

Плюс дамбы №2. Изменения климата

А вот это уже гораздо интереснее! Дело в том, что благодаря дамбе Приморский край и Сахалин могут превратиться в теплые субтропики, наподобие Сочи или Геленджика.

Об этом я уже писал в прошлой статье. Повторю очень коротко:

Приморский край находится на одной широте с Сочи и Анапой, но климат там куда более суровый. Все из-за холодного Приморского течения, которое спускается от Охотского моря вдоль берега.

С другой стороны, навстречу Приморскому течению идет теплое Цусимское течение. Однако, оно не может приблизиться к Приморью и Сахалину, т.к. холодное течение его буквально отталкивает.

В результате, в Приморском крае так холодно, что его приравнивают к районам Крайнего Севера. А вот в Японии из-за теплого течения – климат гораздо мягче и приятнее.

Соответственно, если мы "выключим" холодное течение, то к Приморью хлынут теплые воды и, как говорят, со временем там можно будет выращивать даже виноград и персики.

Думаю, вы уже поняли, при чем здесь дамба. Ведь холодное течение из Охотского моря в Японское проходит как раз между Сахалином и материком, в проливе Невельского.

Ширина этого пролива в самом узком месте – всего 7 километров.

То есть эти 7 километров являются той самой "форточкой", из которой сквозит холодом на все Приморье. Именно в этой форточке и планируется строить мост.

Однако, если заменить мост дамбой, то течение просто прекратится и мы получим тот плюс, о котором написано выше. В целом среднее повышение температуры прогнозируется примерно на 4-5 градусов.

Такую разницу можно сравнить с тем, как если бы Москву переместили на место Астрахани.

Плюс дамбы №3. Электричество

В одной из прошлых статей я писал также про приливные электростанции, которые способны вырабатывать очень дешевую энергию, причем возобновляемую.

Как понятно из названия, такая электростанция использует энергию приливов, которые то поднимают, то опускают уровень воды. Имея дамбу, эти колебания можно использовать во благо.

Таким образом, дамба на Сахалин будет не просто стоять, как мост, а еще и электричество вырабатывать! Правда, немного – приливы там не очень большие. Но, все же, хоть какая-то дополнительная польза.

Минусы дамбы

Конечно, не все так сладко да гладко. У дамбы есть существенные минусы и, видимо, именно они не позволяют использовать именно этот проект.

  1. Нарушение судоходства и миграции животных. Для прохода судов и косяков рыб придется строить шлюзы, а это – увеличение стоимости строительства и дальнейшей эксплуатации. К тому же, ни один шлюз не позволит экосистеме работать нормально.
  2. Непредсказуемые изменения климата. А вот это еще серьезнее. То, что являлось плюсом одновременно является и минусом. Практически невозможно просчитать, какие изменения вызовет перекрытие Приморского течения. Вот только некоторые возможные последствия:
  • Оттаивание вечной мерзлоты, которая удерживает в себе миллионы тонн углекислого газа (повышение парникового эффекта)
  • Тайфуны, которые могут начать терзать Приморье так же, как и Японию.
  • Гибель прибрежных экосистем
  • Изменения климата в Японии в непредсказуемую сторону (международный скандал)

Ну, и так далее. Короче говоря, с этой дамбой получается как в той поговорке – не буди лихо, пока оно тихо.

Возможно, если какой-нибудь суперкомпьютер когда-нибудь в далеком будущем сможет просчитать все изменения климата и решит, что ничего страшного не случится – дамбу действительно построят и во Владивостоке мы начнем сажать бананы :)

Пока же, будем надеяться, что хотя мост построят и тогда на Сахалин можно будет гонять хоть на велосипеде. А там и до Курил недалеко :)

Кстати, вы знаете, как работает лента Дзена? Она показывает вам статьи, которые похожи на те, на которые вы хорошо отреагировали. Так что ставьте лайки, репосты и подписывайтесь на канал, если хотите читать про географию и всякие интересные проекты. Спасибо за внимание и до связи!