Зачем Турция собирается прорыть канал в Черное море, хотя у нее уже есть пролив Босфор
Вот смотрите. Есть в мире такой знаменитый (а теперь еще и скандальный) канал – Суэцкий . Он сокращает путь из Европы в Азию и потому через него ежегодно проходят тысячи судов.
Если быть точным, то годовой трафик Суэцкого канала чуть-чуть не дотягивает до 20 000 судов (чуть менее 50 кораблей в сутки).
И вот как вы думаете, на фоне этих цифр, сколько кораблей проходит через пролив Босфор в Турции?
Напомню, что Босфор – это один из проливов, фактически соединяющих Черное море с Мировым океаном.
Ну, так вот. Трафик из Черного моря через Босфор и обратно составляет аж 50 000 кораблей в год !
Таким образом, Босфорский пролив – это в 2,5 раза более "напряженный" (с точки зрения судоходства) участок, чем Суэцкий канал.
Однако, есть одна тонкость. Египет берет в среднем 250 000 долларов за проход одного корабля по Суэцкому каналу (зависит от тоннажа. Некоторые суда платят и по миллиону долларов).
А вот Турция за проход по Босфору получает... НИЧЕГО
Да, этот пролив создала природа, а не человек. И потому он обладает совершенно иным статусом, определенным конвенцией Монтрё .
Согласно этому документу, проход по проливу Босфор – свободный, то есть бесплатный . Турция не имеет права брать деньги за проход кораблей через пролив, который достался ей от природы.
Вы представляете, какие деньжищи проходят мимо турецкой казны? Буквально по центру Стамбула проходят суда с товарами на миллиарды долларов, и проходят просто так!
Да, турецкие власти немного изловчились и начали брать деньги, так скажем, за "допуслуги":
- Маячный сбор (то есть плата за пользование береговой инфраструктурой)
- Лоцманский сбор (это плата за услуги лоцманов, то есть проводников по проливу)
И тем не менее, доход Турции с одного судна редко превышает 1000 долларов, что в 1000 раз меньше от максимальных сборов в Суэцком канале.
Естественно, турецкие власти решили с этой ситуацией что-то делать и на 2023 год запланирован запуск совершенно нового водного пути, который позволит Турции зарабатывать деньги на трафике судов.
Канал "Стамбул"
Идейный вдохновитель данного проекта – президент Эрдоган, хотя 80% населения Стамбула (по опросам местных СМИ) – против.
Суть проекта в том, чтобы соорудить рукотворный канал параллельно Босфору.
Этот канал не будет подпадать под конвенцию Монтрё, а значит – развяжет Турции руки и позволит собирать деньги с морского трафика.
Кроме того, это позволит избавиться от танкеров с нефтью , проходящих, по факту, через самый центр многомиллионного Стамбула. Любая авария на таком танкере может закончиться весьма печально.
Зачем судам проходить платно, когда можно – бесплатно?
Во-первых, как уже было сказано, Босфорский пролив крайне перегружен . Судам иногда приходится подолгу ожидать очереди на проход. А время простоя – это убытки.
Во-вторых, проход по Босфору считается довольно сложным . Именно поэтому на время прохода на борт приглашаются лоцманы (проводники), которые помогают капитанам разобраться со сложностями рельефа и течений.
К слову о течениях. Босфор – это, по-сути, не просто пролив, а морская река. Причем река "двухэтажная".
Верхняя часть Босфора – течет из Черного моря в Мраморное , а нижняя наоборот, из Мраморного в Черное. При этом, скорость течение у поверхности достигает 7 км/ч, что немало даже для обычной реки.
Добавьте сюда довольно небольшую ширину (местами Босфор сужается до 650 метров) и вы получите весьма опасное для судоходства пространство.
Конкретный маршрут нового канала
Ширина суши, разделяющей Черное и Мраморное моря, составляет порядка 40 километров .
Однако, столько "рыть землю" не придется. Предполагается воспользоваться уже имеющимися водоемами: реками, озерами и водохранилищами:
Ширина канала будет достигать 150 метров. Глубина – 25. По нему сможет проходить до 85 000 судов в год , то есть "Стамбул" превзойдет Босфорский пролив в 1,5 раза.
Почему население против
По данным турецкого журнала Haber, свыше 80% жителей Стамбула против строительства канала.
Вот основные причины:
- Высокая стоимость строительства (10 млрд долларов) и эксплуатации, которая может окупаться несколько десятков лет
- Политические скандалы (пишут, что часть земель под будущим каналом принадлежит родственникам Эрдогана и потому он лично заинтересован в строительстве)
- Экологические проблемы. Так как канал пройдет по территории озера Дурусу, то это озеро из пресного превратится в соленое. А между тем, из Дурусу берется 20% воды для нужд 15-миллионного Стамбула. Как решать проблему питьевой воды – неизвестно. Кроме того, строительство канала сделает множество тысяч гектаров земли – непригодными для сельского-хозяйства (засоления, заболачивание и т.д.)
Текущее состояние
Пока что канал существует в виде проекта. Хотя, некоторые источники утверждают, что уже идет поиск подрядчика на строительство. В любом случае, на реализации проекта настаивает лично президент Эрдоган.
Он хочет запустить канал к 100-летию современной Турции в 2023 году . Времени осталось мало, так что есть все основания полагать, что если канал и будет построен, то точно не в этот срок...
Если вам понравилась статья и вы узнали что-то новое, буду рад вашему лайку. Т.к. все схемы и тексты на этом канале – 100% авторские, а ваша активность это единственное, что двигает мою работу вперед. Спасибо и до связи!