January 14, 2023

Зачем российские инженеры построили внутри авианосца кирпичные (!) стены

Разбираясь с историей переделки российского крейсера "Адмирал Горшков" в индийский авианосец "Викрамадитья", я натолкнулся на интересный факт.

Дело в том, что корабль этот приводится в движение двумя паротурбинными двигателями мощностью по 50 тысяч лошадиных сил каждый.

"Паротурбинный" означает, что внутри корабля есть паровые котлы (целых 8 штук), которые подогреваются топливом (мазутом). Вырабатываемый котлами пар крутит турбины, энергия вращения которых в конечно итоге и приводит к вращению гребных винтов.

Котлы, естественно, очень сильно нагреваются. Чтобы защититься от этого нагрева используется теплоизоляция. Как правило это – асбест. То есть примерно тот же материал, что применяют в банях для защиты стен вокруг печки и трубы.

Асбестовые листы на стенах бани

Асбестовые листы на стенах бани

Однако асбест – очень вредный для здоровья материал. Поэтому индийская сторона (по запросу которой строился авианосец) попросила его не использовать.

И что придумали наши? Правильно! Они взяли и обложили котлы огнеупорным кирпичом. То есть это примерно тот же кирпич, из которого строят камины, мангалы, русские печи и т.д.

Камин из огнеупорного кирпича

Камин из огнеупорного кирпича

Решение можно было бы назвать элегантным (ну, или как минимум необычным), если бы не одна "неприятность".

Когда в сентябре 2012 года авианосец вышел на испытания и попытался набрать максимальную скорость (29 узлов или 54 км/ч), то на скорости 27 узлов (50 км/ч) неожиданно вышли из строя 3 котла из 8 (по другим данным – 7 котлов, то есть почти все).

Авианосец с кирпичной кладкой в самом сердце

Авианосец с кирпичной кладкой в самом сердце

Как позже выяснили специалисты, причиной стала та самая кирпичная кладка. Она попросту не выдержала и разрушилась, что привело к перегреву и необходимости ремонта котлов на 1 миллиард рублей.

Также выяснилось, что кирпич был китайского производства, что, возможно, и стало причиной его низкой качества и надежности.

В общем, ремонт длился почти год. Уж не знаю, что там наши инженеры нахимичили, но при следующих испытаниях авианосец набрал скорость 29,3 узла (вместо проектных 29), да еще и против ветра.

С тех пор корабль ни разу не ломался и мы можем предположить что в качестве бонуса машинное отделение для индийских моряков было оформлено вот так :)

Друзья. Я никогда не просил донатов и пожертвований. Но поставить "Нравится" (если статья действительно понравилась) – попрошу, потому что ваша активность двигает канал вперед. Заранее спасибо и до связи!