Как Россия 10 лет назад построила авианосец, но почти никто этого не заметил
В одной из прошлых статей я написал, что после развала СССР в России не было построено ни одного крупного военного корабля. Например, авианосца или авианесущего крейсера.
Однако, это не совсем так и кое-какое исключение из этого "правила" всё же имеется.
Сейчас активно обсуждается фрегат "Адмирал Горшков", который стал первым в мире кораблем, оснащенным гиперзвуковыми ракетами. Более того, он эти ракеты еще и испытывает где-то в Норвежском море.
Да, корабль действительно интересный и подающий большие надежды, но вот что интересно – это не единственный "Адмирал Горшков", который был в составе российского/советского флота.
Имелся у нас еще и такой авианесущий крейсер – "Адмирал Горшков". Его построили в 80-х годах прошлого века (дата ввода в строй – 27 апреля 1988 года).
Первоначально корабль назывался "Баку", но в 1990-м его переименовали в "Горшкова". А знаете, как он называется сейчас?
"Викрамадитья"
Да-да, именно такое название. На данный момент бывший "Адмирал Горшков" – это флагман (то есть, главный корабль) ВМФ Индии, а его сложное название с санскрита переводится: "Храбрый, как Солнце".
Сейчас это уже не крейсер, а полноценный авианосец и выглядит он вот так:
"Викрамадитья" (в прошлом – "Адмирал Горшков")
Что же за перевоплощение случилось с кораблем?
Дело в том, что еще в 90-х годах этот (практически новый на тот момент) крейсер задумали продать Индии. У той как раз отрабатывал свой срок службы авианосец "Вираат" и ей нужно было искать замену.
- купить старый авианосец у США
- купить старый авианосец у Франции
- купить авианесущий крейсер у России и переделать его в полноценный авианосец
Индия выбрала третий вариант. Переговоры шли с 1994 по 2000 год. А сумму сделки обсуждали до 2004 года. В итоге сошлись на почти 1 миллиарде долларов. Причем эта сумма уходила на переделку крейсера в авианосец (плюс еще на 0,6 миллиарда Россия согласилась поставить 16 палубных истребителей и несколько вертолетов). Сам же крейсер отдавался бесплатно.
Многих может смутить слово "переделка". На самом деле речь там шла, фактически, о строительстве авианосца чуть ли не с нуля. Занималась этим Россия на судостроительных верфях "Севмаша" (Северодвинск, Архангельская область).
Как заявляет президент "Объединенной судостроительной корпорации" Алексей Рахманов, от старого крейсера там осталась разве что только часть обшивки корпуса. Все остальное построили заново.
Новый авианосец был передан Индии осенью 2013 года, то есть менее 10 лет назад.
Эта история подтверждает, что компетенции по созданию авианосцев у России имеются. То есть, имеются верфи, оборудование, специалисты и т.д.
Конечная стоимость переделки корабля, кстати, составила 2,35 млрд долларов (оплатила Индия). Что не так уж и много. Иными словами, Россия могла бы построить себе полноценный авианосец, если бы захотела.
Почему не хочет? Видимо, военное финансирование (которое в 10-12 раз меньше, чем у США) шло по другим направлениям. В частности, была сделана ставка на гиперзвук, который способен обнулить любой авианосец мира.
С гиперзвуком получилось. Теперь ходят слухи, что Россия планирует строить собственный авианосец. Не знаю, претворятся ли эти планы в жизнь (да и нужны ли они вообще?), но порядок действий, я считая, выбран правильный – сначала оружие, способное противостоять чужим авианосцам (которых очень много и по которым мы никак не можем соперничать с США) и уже потом – собственные корабли такого типа.