Почему в соседней Финляндии в 5 раз больше дорог, чем у нас. Россия – отсталая страна?
Думаю, многие хотя бы раз видели картинки вот в таком стиле:
Синие линии – это дороги. Черная линия – граница между Финляндией и Россией. Хорошо видно, что на финской стороне реально гораздо больше дорог. В 5 раз точно, а может и больше.
Подобные картинки наши недруги пытаются выставить в качестве доказательства того, что Россия – отсталая страна.
– Такая богатая Россия не может понастроить себе столько же дорог, сколько маленькая Финляндия! Стыд и позор!
Постараюсь внести в этот вопрос небольшую ясность.
Во-первых, глупо было бы отрицать, что с дорожным строительством в Европе действительно дела обстоят получше, чем у нас. На то есть множество причин – исторических, географических, экономических, политический и даже – ментальных.
Вместе с тем, глупо было бы отрицать, что темпы строительства новых дорог (и ремонт старых) в России увеличились за последнее десятилетие на порядок. А может и на порядки.
Что уж говорить, если даже в мою родную деревню в Омской области в позапрошлом году кинули новый асфальт (во что никто не верил, дороги там фактически не было).
Дорожное строительство в России вселяет большой оптимизм (по крайней мере, междугороднее). Тем более мне, как человеку, который по России много поездил за рулем.
Карта моих путешествий на машине за рулём
Это было во-первых. А во-вторых, плотность дорог в данном случае связана вовсе не с отсталостью или прогрессивностью страны. Корень проблемы гораздо глубже и решить его гораздо сложнее, чем построить в 5 раз больше дорог.
Давайте еще раз посмотрим указанную выше карту, только немного с другого ракурса:
Именно так. Всё пляшет от плотности населения. На финской стороне живет в 10 раз больше людей, чем в Карелии. Более того, в Карелии эти люди живут, в основном, в крупных городах (в столице Петрозаводске сосредоточено 50% всех жителей республики – 234 тысячи). Тогда как Финляндия освоила свои территории более равномерно.
Можно даже увеличить карту и легко в этом убедиться:
Обратите внимание, сколько поселков на финской и на российской стороне
У нас не дорог столько нет. У нас людей столько нет. Плотность населения в России находится на катастрофически низком уровне.
Даже если расселить все российские города равномерно по деревням и селам, все равно плотность получится 9 человек на кв.км. Тогда как в Финляндии – 19 человек на км2. И у них это число гораздо ближе к реальности (т.к. люди равномерно рассредоточены, тогда как у нас – больше по городам расселены).
Именно чрезвычайно низкую плотность населения лично я считаю самой большой проблемой России. Она в 50 раз важнее, чем коррупция, отток капитала и т.д.
Какую проблему ни возьми, от тех же дорог, газификации и различных сетей, до разросшегося бюрократического аппарата и недостаточной квалификации кадров на местах – везде и всюду мы упремся в разреженность населения, которая создает неэффективность.
Знаете, как я себе это представляю? Вот есть несколько горящих палок в костре:
Когда они расположены близко друг к другу, достаточно плотно – огонь горит и разгорается, его сложно потушить.
Но растащи палки на большие расстояния друг от друга, как горение прекратится само собой. Пропадет, так скажем, активность, эффективность, какая-то бурная деятельность.
Вот с населением то же самое. Все так называемые "развитые" страны имеют эту развитость на хорошей почве – высочайшей плотности населения.
Конечно, плотность населения – не единственный достаточный фактор (иначе какой-нибудь Бангладеш жил бы лучше Швейцарии). Однако, без должной плотности населения далеко не уедешь. По пальцам можно пересчитать тех, у кого это получилось (я вот даже с ходу не назову).
Кто-то скажет, что это Канада или Саудовская Аравия, у которых средняя плотность населения низкая, а уровень жизни – высокий. Но нет. В Канаде и Аравии люди живут очень компактно (плотно). А в остальной части страны у них нет ни людей, ни какого-бы то ни было уровня жизни.
Карта дорог Канады. Север вообще никак не заселен.
Как увеличить плотность населения России?
Вот это уже – сложнейшая задача. Как я уже сказал, она в десятки раз сложнее такой банальщины, как строительство новых дорог. Дороги, что называется, и дурак построит. Было бы для кого...
Впрочем, есть и хорошие новости. Кажется, я догадался, как эту проблему могут решить в России. Подробнее об этом – в следующих статьях. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить. Заранее спасибо и до связи!